Сегодня в Петербурге стартует фестиваль «Дягилев. P.S.». В этом году он посвящен двухсотлетию Мариуса Петипа. Японская театральная компания Noism откроет балетный форум своей версией «Баядерки». На прогоне побывал Дмитрий Ясковский.
Зритель, ожидающий увидеть драматическую историю любви индийской танцовщицы и дворцового стражника на фоне тюрбанов, опахал и рубинов, сразу же чувствует полное отсутствие пряного индийского колорита. Зато он погружается в созерцательную неторопливость Востока. В этом балете почти нет привычных прыжков и поддержек. Хореографический рисунок игнорирует вертикальные доминанты. Люди на сцене не устремлены ввысь, а наоборот, как во время стихийного бедствия, приникают к земле, ища у нее поддержку и опору. Режиссер Дзё Канамори вообще предпочитает выявлять в природе не вертикальные, а горизонтальные связи.
«В балете Петипа дух погибшей девушки спускается по лестнице сверху вниз, а у нас он появляется из глубины сцены, поскольку мы верим, что душа умершего приходит к нам из глубины моря. То есть все происходит в одной плоскости», ‒ рассказал художественный руководитель театра Noism Дзё Канамори.
В этой версии балета «Баядерка» сильно ощущаются традиции японского театра. Персонажи не только выражают себя через движение ‒ они ведут диалоги или бросают отрывистые реплики. И все же ученик Мориса Бежара Дзё Канамори опирается именно на европейскую традицию. Ведь начало классическому балету в Стране восходящего солнца положила русская балерина Анна Павлова, приехавшая с выступлениями в Токио в 1922 году.
«Балет в Японии начинался с русского балета. Те люди, которые учили нас, те поколения, которые были до нас, они основывались на русском классическом балете. В нашем понимании современный балет ‒ это балет смешанных культур, японских и европейских традиций», ‒ считает Дзё Канамори.
Спектакль «Баядерка» открывает фестиваль «Дягилев. P.S.», который в этом году решили посвятить Мариусу Петипа и его спектаклям. Афиша обещает разнообразие, например, «Жизель» петербуржцам покажут в исполнении южноафриканского балета The Dance Factory.
Оставить комментарий