Чистое совпадение: с разницей в несколько дней в обоих театрах под руководством Сергея Женовача — премьеры чеховских «Трёх сестёр». В студии Театрального искусства, то есть в своём театре, поставил сам Женовач, в МХТ имени Чехова, где он теперь художественный руководитель — режиссёр-постановщик Константин Богомолов. За месяц до премьеры Сергей Женовач, посмеиваясь, говорил, что вот как раз его постановку в его театре наверняка сочтут типично мхатовской. Первая премьера состоялась.
Благодаря атмосфере, которую создал и поддерживает много лет Сергей Васильевич Женовач в своём театре первый писатель, с которым ассоциируется «Студия театрального искусства» — это, пожалуй, Чехов. После спектакля «Записные книжки» и «Три года» «Три сестры» — третья постановка здесь по Чехову. На этот раз зрителя встречают сиренью в кувшинах, пирогами и вареньем в вазочках.
Зритель будто сразу попадает в усадьбу сестёр Прозоровых — красивых, наивных и утонченных. Их играют три прошлогодние выпускницы курса Сергея Женовача. По возрасту все абсолютно совпадают с чеховскими героинями — это было принципиально для режиссера.
«Она у нас и так самая старшая. Она на курсе у нас всегда: «так, ты почему не обулась, почему ты голая выскочила на улицу, ну-ка одевайся!» Так что Маша была рождена для Ольги», — говорит актриса Елизавета Кондакова.
Всё «бытовое» — останется в фойе. Ключ к пониманию спектакля, как всегда, в пространственном решении от художника Александра Боровского. Герои «Трёх сестёр» мечутся, пробираются, с трудом двигаются — в клетке из 33-х берёз. Зрителю тоже приходится приспосабливаться к восприятию действия лишь в одной плоскости. Неловкость, нелепость, комизм становятся все очевиднее. «Мне его жаль и досадно, но больше жаль», — говорит Тузенбах. Чувство жалости ко всем здесь превалирует.
«Самая безжалостная история, рассказанная Чеховым. Но вторая часть моей фразы и мысли — что это ещё и очень весёлая история. Как бы принято говорить, что Чехов — это на грани трагизма и комизма. Но когда сочиняешь спектакль и вместе с ребятами пробуешь те или иные версии — понимаешь, как это парадоксально у него уживается», — рассказывает режиссер и руководитель «Студии театрального искусства» Сергей Женовач.
Зная, что у Чехова подтекст куда важнее текста Женовач увёл на второй план все шумные диалоги, пустые разговоры, многолюдные застолья. Как сквозь решето — на авансцене между берёз — остаются просеянными, оголенными нервы, чувства, эмоции главных героев.
«Не было такой задачи — сыграть именно чеховского персонажа. То, что получается сейчас — как-то очень гармонирует с Чеховым. Получается, что мы угадали чеховскую интонацию. Я хочу в это верить: что у нас произошло такое дыхание и слияние с Чеховым», — делится актриса Дарья Муреева.
Сквозь чеховскую поэзию и юмор очень скоро просочится боль. Среди этих березовых стволов неосуществимость такой желанной поездки в Москву станет совсем понятной. Но в финале спектакля колокол, о котором одна из сестёр говорит, что он разбившись летит вниз, зазвонит так, что зритель выйдет оглушенный сильным впечатлением. Впрочем, как всегда.
Оставить комментарий