Театральный фестиваль имени Чехова представляет на Новой сцене Большого театра балет «Жизель» в постановке Акрама Хана. Спектакль, удостоенный премии Лоренса Оливье, на сегодняшний день — последний в списке режиссерских работ хореографа. Но его многочисленные поклонники надеются на продолжение. Репортаж — Валерии Кудрявцевой.
История этой «Жизели» родилась в 2016 году, когда художественный руководитель Английского национального балета Тамара Рохо пригласила хореографа Акрама Хана для эксперимента с величайшим романтическим балетом XIX века. Что из этого получилось, можно увидеть на Чеховском фестивале.
«Мурашки по спине, отвисшая челюсть и слёзы», – многие британские критики высказались о спектакле очень эмоционально. Тамара Рохо, которая мечтала о современной интерпретации «Жизели», говорит: от этой постановки под впечатлением даже мужчины, которые просто сопровождали жен на балет. У самой Тамары – слезы.
«Это единственная работа, в которой я плачу. Никогда раньше не плакала в танце. Но здесь – каждый раз. Я люблю работать с Ханом, потому что он ищет правду в каждой истории. И здесь он возвращается к самой сути Жизели, к тому, что переживает человек, который надеется и любит безгранично в обществе, которое не создано для таких чувств, не создано для романтиков», — рассказала художественный руководитель и прима-балерина Английского национального балета Тамара Рохо.
Акрам Хан – один из самых известных и востребованных хореографов нового поколения. «Танцующий гуру». Он виртуозно соединяет техники древнего индийского танца и современной хореографии, такую узнаваемую индийскую пластику – с эстетикой современного танца.
«Я воспринимаю эту постановку как самостоятельную историю. Она называется «Жизель» и немного основывается на «Жизели», но мне кажется, это нечто совершенно иное», — заявил премьер Английского национального балета Джеффри Сирио.
В версии Акрама Хана Жизель оказывается девушкой-мигранткой из числа работников фабрики по производству одежды. Альберт же принадлежит к миру тех, кто фабриками владеет. Вместо живописной деревни и кладбища – палаточный лагерь и заброшенный завод. В музыке и танце – восточные мотивы…
Этот балет – агрессивный и нежный, местами громкий, местами переходящий на шёпот и полную тишину. Композитор Винченцо Ламанья переосмыслил оригинальную музыкальную партитуру: с романтическими моментами соседствуют звуки индустриального мира и перкуссия.
«Огромное удовольствие – работать с оркестром Большого театра. Это честь для меня и нашей команды. Они чувствуют балет и добавляют характер там, где симфонический оркестр обычно этого не делает. Как только мы начали репетировать, я почувствовал эту особую эмоциональностью в музыке», — рассказал музыкальный руководитель Английского национального балета Гэвин Сазерленд.
У «Жизели» Английского национального балета – несколько составов. Так что каждый вечер можно ожидать совершенно разный спектакль. Кроме Тамары Рохо, «Жизель» танцуют Фернанда Оливейра, Эрина Такахаси, Алина Кожокару.
Во втором действии танцовщицы встанут на пуанты, чтобы громко выразить свою злость и ненависть против жестокого циничного мира. Главная здесь — Мирта – королева духов страдавших и умерших женщин.
«Она пытается научить Жизель, что мы должны уметь постоять за себя, должны отомстить, у нас есть оружие, мы так его называем, на самом деле — это бамбуковые палки. Но для нас это очень мощный символ. В этой версии так много параллелей с сегодняшним днем, и это то, к чему стремится Аркам Хан. Зрителю гораздо легче почувствовать сопричастность с такой Жизелью, чем с классической — томной девушкой с разбитым сердцем», — поделилась первая артистка Английского национального балета Стина Квагебёр.
Палитра спектакля – серое на сером. Самой яркой краской здесь становится любовь – прощающая и вечная. Жизель и на этот раз спасет Альберта от смерти. В дыму пустой чёрной сцены зрителю остается лишь наблюдать за чувственностью и нетривиальностью финального танца.
Оставить комментарий