На днях главный суд ФРГ по трудовым спорам признал незаконным решение директора медиафирмы об увольнении сотрудника на основании данных шпионской программы, установленной на служебных компьютерах.
Электронная слежка в ФРГ позволена только в случаях, когда работника подозревают в нарушениях. Фото: depositphotos.comЭлектронная слежка в ФРГ позволена только в случаях, когда работника подозревают в нарушениях. Фото: depositphotos.com Электронная слежка в ФРГ позволена только в случаях, когда работника подозревают в нарушениях.
Горе-работник попался на том, что в рабочее время занимался программированием компьютерной игры и управлением данными веб-сайта в компании своего отца. По его заявлению, озвученному в первой инстанции — суде города Херне (земля Северный Рейн-Вестфалия), делал он это, однако, лишь во время перерыва и случайно «захватывал» пару минут рабочего времени. Работодатель же ранее по электронной почте предупредил всех трудящихся фирмы, что установит на компьютерах кейлоггеры — специальное шпионское программное обеспечение, помогающее следить за рабочими командами клавиатуры. В суде начальник прямо заявил: «Раз я запретил, значит, нельзя. Поэтому и выгнал сотрудника, нарушившего внутренние правила, из фирмы».
Однако ни суды первой и второй инстанции, ни Федеральный суд не признали в качестве доказательства данные шпионской программы. Ведь ее использование предприятием нарушило право трудящихся на «информационное самоопределение», и поэтому было противоправным. А незаконным путем добытые улики в суде не имеют силы. Подумаешь — предупредил, но это не дает права шпионить за людьми, считают немцы. Цифровая слежка за сотрудниками предприятий в ФРГ возможна лишь в том случае, если существуют конкретные указания на совершение уголовного преступления или тяжкое нарушение служебных обязанностей. Например, когда сотрудник скачивал и использовал запрещенное программное обеспечение, нарушая безопасность компании.
Поэтому директор фирмы из города Херне остался с носом: шпионаж без причины недопустим, гласил вердикт, в целом не ставший каким-то сюрпризом. Ведь Федеральный суд по трудовым вопросам опирался на ранее принятые решения о недопустимости слежки на рабочем месте с помощью программного обеспечения или видеокамер. Однако доверие между руководством и сотрудником фирмы нарушено: вряд ли программист после разборки в судах останется на прежнем рабочем месте.
Между тем
В одной из американских компаний, занимающейся производством программного обеспечения, объявили о намерении начать вживлять своим сотрудникам микрочипы, которые, как утверждают в руководстве фирмы, призваны облегчить работу охраны на пропускных пунктах, позволят получать доступ к офисной технике, а также расплачиваться в столовых. Несмотря на заверения представителей компании о том, что использование этих микрочипов не позволит фирме следить за сотрудниками, тем не менее в определенной степени слежка все же присутствует. Например, с помощью указанной технологии с легкостью можно установить, находится ли конкретный работник на своем рабочем месте или что он покупает в магазине.
Нередки жалобы работников на «слежку» со стороны работодателей и в России. Те, по словам сотрудников, осуществляют видеонаблюдение, читают электронную почту, отслеживают интернет-трафик. Все это вызывает дискомфорт и более того зачастую приводит к увольнению работника за, казалось бы, пустяки: отправленное с корпоративной почты личное письмо или сброшенные на флешку файлы для работы дома. Именно такие обстоятельства фигурируют в деле, рассмотренном Мосгорсудом в апреле 2015 года.
Некая сотрудница отправила на личную почту несколько файлов со служебной информацией, а затем сбросила их на флешку. На следующий день на имя руководителя поступила служебная записка от специалиста по информбезопасности о выявлении факта копирования на флеш-носитель файлов с конфиденциальной информацией. С работницы потребовали объяснения, а затем уволили за «разглашение охраняемой законом коммерческой тайны». Работодатель не поверил ее объяснениям, что она копировала файлы якобы для работы на дому. Увольнение работница обжаловала в суде. Но суд встал на сторону работодателя, поскольку работник и работодатель в обязательстве о неразглашении сведений предусмотрели запрет работника на производство несанкционированных выписок и копий документов с информацией, составляющей коммерческую и банковскую тайну.
Работодатели во всех подобных случаях оправдываются необходимостью контроля за выполнением работниками трудовых функций и обеспечением безопасных условий труда. Работники ссылаются на Конституцию, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. А ограничение этого права допускается только по судебному решению.
В декабре 2015 года в Верховном суде Республики Башкортостан было рассмотрено дело по апелляционной жалобе сотрудницы, которую уволили за нарушение кодекса этики госслужащего и регламента использования служебной техники. Работодатель в ходе служебной проверки установил, что работница с рабочей почты вступала в переписку с гражданами по личным вопросам, а также в переписке обсуждала действия других сотрудников, критиковала их работу. Был составлен соответствующий акт осмотра рабочего места с фиксацией адресов, по которым шла переписка и краткого содержания переписки. Работница была уволена в связи с утратой представителем нанимателя доверия.
Суд принял акт осмотра рабочего места и почтового ящика в качестве доказательства нарушения работником трудовой дисциплины и Кодекса этики, посчитав допустимым просмотр личной переписки, так как она велась со служебного почтового ящика.
В другом деле пострадала от своих действий работница почты, которая выгрузила из служебной программы данные о зарплате сотрудников и отправила их на личный почтовый адрес.
Суды в таких спорах исходят из того, что согласно Трудовому кодексу РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Компьютер с установленным программным обеспечением, в том числе корпоративным почтовым ящиком, также относится к рабочему оборудованию и предоставляется работнику для выполнения им трудовых обязанностей.
При этом работодатель в силу все того же Трудового кодекса вправе контролировать использование работником оборудования и других технических средств, предоставленных работодателем исключительно для работы. Поэтому отказать в отслеживании содержимого рабочего компьютера работодателю не получится.
Оставить комментарий