Сейчас она находится рядом с Ольгинским мостом, которому предстоит капитальный ремонт. Главная задача при переносе памятника — сохранить настенные росписи, созданные по эскизам Николая Рериха.
Температура чуть больше 1 градуса, Самое главное, чтобы была положительная температура и определенная влажность — 57%. Влажность воздуха сейчас — меньше 80 процентов, это уже хорошо, обьясняют эксперты. С момента постройки объект привык к сырости и уличным температурам. От этого уникальная живопись покрывалась плесенью и отсыревала.
Электричество было жизненно необходимо для сохранения росписей. Сушка теперь производится постепенно. Летом столичные специалисты провели цикл противоаварийных работ. Удаление загрязнений, заделка трещин, шпаклевка мелких утрат, укрепление отстающего от основы грунта и завершающий этап — профилактическая заклейка всей поверхности стен.
Татьяна Федоренко, художник-реставратор монументальной живописи “Межобластного научно-реставрационного художественного управления»: “Она позволяет удержать на месте фрагменты, если что-то пойдет не так во время переноса, какие-то будут подвижки все-таки, хотя бы эти фрагменты сохранятся на заклейке и потом можно будет их также закрепить на стене. Необходимо будет присутствие художника-реставратора, чтобы он наблюдал за этим процессом и во время переноса, чтобы если что-то произойдет, не дай Бог, можно было тут же оперативно укрепить”.
Проект переноса уже согласован методсоветом комитета по охране объектов культурного наследия, процесс тормозят только сложности с землей. Участок Псков ГУ передал музею, идет регистрация. Перемещение часовни необходимо не только с технической точки зрения для сохранения объекта в связи с перестройкой моста, но и с художественной, для восстановления исторической позиции.
По замыслу автора проекта Алексея Щусева, часовня располагалась на высоком постаменте, была доминантой и обозревалась отовсюду. Теперь же она спрятана под мостом и многие просто не знают об ее особенной ценности. Часовню перенесут почти на тридцать метров, установят на двухметровый постамент, повернут на сорок пять градусов. Проект впишет ее в ландшафт, раскроет визуально и, главное, вернет аутентичность. Согласно архивным документам, изменится и сам облик часовни.
Татьяна Николаева, старший научный сотрудник Псково-Изборского объединённого музея-заповедника, хранитель Анастасиевской часовни: “В 70-м году после переноса часовни проект реставрационный делался в очень большой спешке. Главка Щусевым была задумана, повторяющая главку предела Успенской церкви, да, сейчас она, вы видите, такая вытянутая, совершенно по-другому выглядит. Окна были без ставен, как сейчас, да, окна были стеклянные, стеклянное заполнение, решетки будут возвращены, дверь будет металлическая, приближенная к исторической”.
Сейчас часовню открывают лишь по особым случаям. Доступ к фрескам есть только у работников музея. Но уже после переноса, планируют, здесь будет открытая экспозиция, которую сможет посмотреть каждый желающий.
Оставить комментарий