На мой взгляд, «Спартак» в данном случае — всего лишь фигура речи. Один из наиболее ярких примеров, подчеркивающих общую тенденцию. Суть ее не нова: клубы, для которых на длительном отрезке характерна гармония по линии «руководство — тренерский штаб — команда», на порядок успешнее конкурентов, подверженных идеологическому и кадровому тремору. Кто стабилен в плане организации, кому не свойственно год от года, если не от тура к туру, метаться в поисках «нового курса» — у того, как правило, хорошие результаты, прогресс, интересные перспективы.
Примеров множество. Один из самых показательных — тренерская чехарда, достигшая в сезоне-2022/23 рекордных значений. На одной чаше весов — «Химки», «Торпедо», «Сочи», «Пари НН», «Факел», «Локомотив», все тот же «Спартак» (список неполный), на другой — «Зенит», ЦСКА, «Ростов», «Оренбург», в некотором смысле — «Ахмат» и «Крылья Советов».
Кому свойственны эти самые метания? Ответ очевиден и прост: клубам, у руля которых стоят люди непрофессиональные, некомпетентные, далекие от футбола. Их уровень ограничен, взгляд зашорен, понимание процессов примитивно. Они решают задачи, бесконечно далекие от сути и смысла игры в футбол на профессиональном уровне. Им плевать на клубные традиции, на динамику прогресса, на интересы болельщиков, а в конечном итоге — на результат.
Тут никак не обойтись без ссылки на «Зенит», который выиграл пятое подряд чемпионство. Стало дурной привычкой обвинять «Зенит» в монополизме, в лоббировании своих интересов в коридорах власти, в несоизмеримых с конкурентами финансовых возможностях. Это очень примитивный взгляд, он удобен прежде всего для оправдания собственных просчетов и недоработок. Мало кто отдает бессменным чемпионам должное за идеальную организацию клубного хозяйства, за четкое следование избранной генеральной линии, за умение сформулировать цель и двигаться к ее достижению не судорожными рывками, а планомерно, учитывая ошибки (без них в Санкт-Петербурге, конечно, тоже не обходится).
«Зенит» не только богат и амбициозен. Он конкретен, целеустремлен и гармоничен, и это, полагаю, главные составляющие его успешности. В том же ряду — ЦСКА, переживавший в XXI веке разные этапы, боровшийся с разными обстоятельствами, преодолевавший разные трудности, но неизменно остававшийся верным себе и футболу.
А взять, скажем, «Локомотив», явивший на коротком отрезке настолько яркий пример перехода от стабильности к анархии и обратно, что нагляднее и не придумать. «Локомотив», такое впечатление, случайные люди планировали буквально стереть с футбольной карты России, обанкротить идеологически, а то и финансово, разрушив победные традиции и превратив клуб в поле для бредовых экспериментов, которым нет ни оправданий, ни объяснений. Что представляла из себя команда в совсем недавнем прошлом, даже вспоминать не хочется, но, слава богу, клуб сумел остановиться буквально на краю пропасти.
К руководству пришел знающий, опытный, талантливый управленец Юрий Нагорных, сумевший в короткое время в экстремальных условиях буквально перевернуть ситуацию. Результат налицо: «Локомотив», как в старые добрые времена, снова гармоничен и успешен. С командой работает молодой перспективный тренер Михаил Галактионов, обладающий глубокими знаниями и имеющий свой взгляд на футбол. Трансферная политика выстроена в понятных алгоритмах, кухонные скандалы — в прошлом. Во второй половине сезона команда выглядела очень интересно, и есть все основания рассчитывать на то, что в 32-м чемпионате России у «монопольного чемпиона» появится еще один серьезный конкурент.
Здесь как раз и уместен, на мой взгляд, возврат к «Спартаку», у которого, если объективно, возможностей для гармоничного развития и прогресса не меньше, чем у «Зенита». «Спартак» — амбициозный клуб, финансово крепкий, популярный не только, что называется, в народе, но и во власти, где у него немало преданных болельщиков. А вот победных традиций у него достаточно давно нет, потому что некому грамотно распорядиться столь сильными козырями. «Спартак» постоянно бьется в лихорадке — идеологической, кадровой, ментальной. Где «Спартак» — там, к сожалению, слухи, домыслы, скандалы. Приходят и уходят тренеры, футболисты, а стабильности как не было, так и нет.
Сейчас у клуба новое руководство, тренерский штаб, у которого есть перспективы, крепкий подбор игроков. Хочется верить, что все сказанное про «Спартак» — отголоски прошлого, что красно-белые найдут, наконец, свое «золотое сечение». С давних времен в ходу коллективное мнение, которое всячески поддерживают даже оппоненты славного клуба: без сильного, яркого «Спартака» чемпионат России сильно теряет в привлекательности. С этим мнением я полностью согласен.
31-й российский сезон прошел в эксклюзивных условиях международной изоляции, что, казалось бы, не могло не сказаться на качестве борьбы. Прежде всего — на уровне мотивации, вроде бы лишенном фундамента. Например, в части борьбы за призовые места, с которых в европейские кубки в любом случае пока не заявиться. Но нет, ничего похожего. Всем командам — всем без исключения, включая не самых удачливых участников турнира, — нужно отдать должное: рубились яростно, с правильным профессиональным настроем, с первого тура до последнего.
Атмосфера жесткого соперничества не только сообщила чемпионату турнирную интригу практически на всех этажах таблицы, но и, хочется верить, заинтересовала новых потенциальных рекламодателей, спонсоров, партнеров. Справедливо отметить высокий уровень организации турнира со стороны РПЛ, которая крепко держала руку на пульсе и не допустила сбоев.
Но при всем уважении к качеству турнирной интриги и уровню конкуренции нельзя оставить без внимания низкий уровень технической оснащенности большинства наших элитных команд. Количество брака зашкаливает, откровенно говоря. Это адресная ремарка. Касается она в первую очередь системной работы с подрастающими поколениями футболистов — принципиально важный момент, наша старая, к сожалению, «болячка». Смотришь матчи ведущих лиг мира — а я смотрю много разного футбола, стараюсь ничего из категории «важное» не пропускать, — только и остается, что за голову хвататься. Разница огромная, а проблема, повторю, касается даже лидеров РПЛ. Включая непобедимый «Зенит».
Работа по подготовке резерва требует, безусловно, структурных изменений. Сколько лет ведутся тревожные разговоры на тему оценочных критериев качества работы детских тренеров! Сколько приводится справедливых, очевидных для профессионалов аргументов! Ведь истинный принцип успешности тренера, работающего с молодежью, — не место в таблице районных, городских или федеральных соревнований, как принято в футбольной России, а количество и уровень подготовленных для большого футбола игроков. Ибо место — величина переменная и в некотором смысле мифическая, а уровень подготовки — постоянная и реальная.
Порочный, в корне неправильный подход нужно менять. Здесь на первый план выходит взаимодействие руководящих и направляющих ведомств — в частности, Министерства спорта и РФС, которые зачастую ориентированы на совершенно разные нормативные документы. РФС в последнее время работает в этом направлении, работает настойчиво, но битва с закостенелой бюрократической системой — та еще задачка.
Понятно же, что во главе властной пирамиды, как ни крути, — именно Минспорт. Основные рычаги влияния — в его ведении, а в глобальном смысле спрос, получается, идет с Российского футбольного союза. При этом сама структура проблемы, и ее история, и опыт ведущих футбольных стран подталкивают к самому логичному из решений: передать «вожжи» (а вместе с ними и ответственность, разумеется) в руки РФС. Именно профильное ведомство должно стать хозяином положения.
Пока ситуация принципиально не изменится, никуда не денется и вопиющее, вредоносное противоречие, лежащее в основании проблемы. Так и будут подрастающие поколения биться за строчки в протоколах, за медали и кубки для красивых отчетов и полочек в офисных витринах. Это, увы, конкретные, осязаемые рубежи в рамках действующей системы координат. За них хвалят, за них платят зарплаты и премии, повышают тренерские категории. А что там, дальше, в недалеком туманном будущем, — да кто ж его разберет? На то оно и будущее, чтобы ничего о нем в текущей реальности не знать…
Ну и о судействе, конечно. Куда от этого вечного вопроса деться: когда же мы наведем здесь порядок? Когда арбитры ощутят, наконец, всю меру возложенной на них ответственности? Когда за грубейшие, ломающие ход отдельных матчей и целых турниров (а вместе в ними зачастую — судьбы игроков и тренеров, команд и клубов) судей будут наказывать не условно-досрочно, а всерьез, по-взрослому, на основании действительно профессиональных критериев? Вплоть до полного отстранения от профессии в принципиально важных случаях.
Без повышения этого порога спрашивать с арбитров — только воздух сотрясать. Что, собственно, и происходит от матча к матчу, из года в год.
В прямой связке с повышением уровня ответственности — качество подготовки судейских кадров. Вот здесь и флаг, и карты в руки людям, которые управляют корпусом. Подготовка арбитров (желательно не в одной, а в нескольких академиях) — одна сторона медали, оценка их работы — совсем другая. Убежден: для того чтобы оценить действия рефери в отдельном эпизоде или матче, совсем не обязательно знать судейское дело до мельчайших тонкостей. Тонкости пусть разбирают специалисты — где и почему ошибся судья, в чем природа ошибки. А на принципиальном уровне «хорошо или плохо» не только способны, но и должны работать люди независимые, не связанные круговой порукой, но при этом профессионально связанные с футболом.
Разделение функций напрашивается и на более локальном участке этого важнейшего фронта. Речь о системе VAR, которая медленно, но верно превращается из потенциального футбольного помощника в скрытого вредителя. В том числе потому, что на VAR сидят действующие арбитры, связанные с работающей в поле бригадой корпоративными интересами. Это, на мой взгляд, в корне неправильно. Почему бы не вручить рычаги влияния VAR арбитрам, завершившим карьеру, прошедшим огонь, воду и медные трубы? Хорошо, физически они в силу возраста не тянут, но опыт-то гигантский, вся карьера за плечами. И почему не разбавить видеобригаду функциональной единицей, вообще не связанной с судейским делом? Человеком плоть от плоти футбольным, разумеется, — бывшим футболистом или тренером?..
И еще вот в чем уверен: чтобы наконец переломить ситуацию, судейский корпус России должен возглавить яркий, авторитетный, сильный лидер. Опять же — совсем не обязательно с судейским прошлым. И даже предпочтительно.
Оставить комментарий