«Тольяттиазот» продолжает работать по плану

«Тольяттиазот» продолжает работать по плану

Повторная отмена общего годового собрания акционеров «Тольяттиазота» (ТоАЗ), крупнейшего в мире производителя аммиака, спровоцировала очередной виток информационной напряженности. Агрохимический холдинг «Уралхим» как миноритарный акционер, владеющий 9,73 процента акций, распространил пресс-релиз, в котором высказал обеспокоенность ситуацией на предприятии. Как говорится в сообщении, цитируемом агентством ТАСС, ТоАЗ может остаться без управляющего органа, в связи с чем необходимо срочно назначить новую дату внеочередного собрания акционеров. Первоначально собрание акционеров «Тольяттиазота» было назначено на 24 мая, а позже перенесено на 28 июня, и оба раза не состоялось по причине отсутствия кворума. Мы попытались разобраться в том, можно ли опасения миноритария считать обоснованными.

Кто прав?

Как сообщил генеральный директор ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот»» Вячеслав Суслов в интервью газете «Коммерсантъ», истечение полномочий нынешнего совета директоров не означает прекращения полномочий единоличного исполнительного органа предприятия, функции которого выполняет управляющая организация.

«Корпорация «Тольяттиазот» по-прежнему осуществляет руководство предприятием в рамках, определенных ей действующим законодательством и уставом ТоАЗа. И даже несмотря на истечение полномочий, согласно российскому законодательству, совет директоров продолжает выполнять свои функции в части созыва годового общего собрания акционеров», — подчеркнул Суслов.

Он подтвердил, что собрание акционеров действительно не состоялось из-за отсутствия кворума среди акционеров, но в ближайшее время пройдет очередное заседание совета директоров, на котором будет объявлена новая дата собрания.

По данным «Коммерсанта», юристы указывают на то, что такие ситуации не редкость в случае серьезных разногласий между акционерами по управлению компанией. «С 30 июня полномочия совета директоров ограничены только вопросами созыва общего собрания акционеров касательно выбора нового состава совета директоров. Однако не совсем верно говорить о том, что компания осталась без главного органа управления, так как в компании остается действующий генеральный директор», — сообщил изданию старший юрист юридической фирмы Herbert Smith Freehills Артем Тамаев. По его словам, компании не грозят какие-либо штрафные санкции, кроме потенциальных штрафов за непроведение общего годового собрания акционеров и неподачу отчетности в налоговый орган в установленные законом сроки.

В свою очередь Суслов опроверг информацию об угрозе производственной и логистической деятельности завода. «С избранием в 2011 году председателем совета директоров компании Сергея Махлая предприятие стало более эффективно работать именно вопреки существующему давлению: улучшилось корпоративное управление, система руководства и контроля деятельности предприятия, повысилась прозрачность принимаемых решений, — отметил он в интервью «Коммерсанту». — В результате растет производство, растет соответственно и прибыль, увеличиваются налоговые выплаты, появляется возможность роста доходов у акционеров».

В прошлом году предприятие произвело рекордный объем аммиака за всю свою историю — 2,9 миллиона тонн. «Это результат грамотной стратегии и реализации масштабной программы модернизации и реконструкции производственных мощностей, стартовавшей в 2011 году», — уточнил Суслов.

На этом фоне нелогичным выглядит высказанное ранее «Уралхимом» недовольство в связи с отсутствием ряда руководителей «Тольяттиазота» в России. По словам гендиректора компании, менеджмент, осуществляющий оперативное управление, находится в Тольятти. «ТоАЗ давно работает на международном рынке, и для успешной конкуренции на нем, для выстраивания правильной рыночной стратегии надо видеть картину в целом и держать руку на пульсе мировых химических процессов», — говорит Суслов. По его мнению, это зона ответственности председателя совета директоров компании. «И эта его роль, согласно общепринятой практике корпоративного управления, не предполагает личного присутствия для каждодневного участия во всех процессах. Для оперативного управления совет директоров под руководством председателя нанимает генерального директора. ТоАЗ в этом смысле не исключение», — заявил менеджер.

Коммуникационная атака

В последнее время через СМИ, пресс-релизы и суды широкомасштабную атаку ведет агрохимический холдинг «Уралхим». Ранее в прессе появилась информация о том, что ТоАЗ — источник всех экологических бед Самарской области. С предприятием связали и произошедшую разгерметизацию аммиакопровода в Воронежской области.

«Наши недоброжелатели с помощью некоторых СМИ используют любую возможность с тем, чтобы, подтасовав факты, представить картину происходящего вокруг нашего предприятия в нужном им, преимущественно черном свете», — прокомментировал эти сообщения Суслов. По словам руководителя ТоАЗа, российская часть аммиакопровода принадлежит партнеру предприятия — «Трансаммиаку».

«В чем только нас ни обвиняли в последнее время, приводя не соответствующие действительности данные, например о недозагрузке производственных мощностей, подтасовывая их, как в случае с утечкой аммиака», — добавил Суслов. По его мнению, главная задача всего этого — скомпрометировать предприятие и его руководителей, создав условия для отъема весьма и весьма привлекательных активов.

Ранее компания «Уралхим» предпринимала несколько попыток возбуждения дел в отношении топ-менеджеров предприятия по различным поводам. В связи с этим совладелец и председатель совета директоров ТоАЗа Сергей Махлай обвинил миноритарного акционера в попытке рейдерского захвата.

В интервью газете «Известия» Махлай рассказал о том, что председатель совета директоров и владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин пытается рейдерским путем захватить ТоАЗ: в рамках этой кампании он предъявил бенефициару ультиматум, потребовав на своих условиях отдать ему контрольный пакет предприятия. По словам Махлая, совладелец сообщил, что в случае несогласия на его условия по продаже предприятия председателю совета директоров и другим топ-менеджерам предприятия грозит уголовное преследование.

«Любая компания на месте «Уралхима» была бы рада оказаться в роли миноритарного акционера такого успешного предприятия», — считает Вячеслав Суслов. Тот факт, что миноритарий так уперто продолжает демонстрировать желание оставаться в рамках своего пакета — это лучший показатель качества работы предприятия и менеджмента. «Очевидно, что «Уралхим» не хочет лишиться доли в столь эффективно работающем предприятии», — резюмировал топ-менеджер.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>