В Музее изобразительных искусств имени Пушкина продолжается реставрация скульптур эпохи Ренессанса. Проект — совместный с музеем Боде в Берлине — начали пять лет назад. Восстанавливают предметы из Фонда перемещенных культурных ценностей.
Это первые пять глиняных предметов из пятидесяти, на которых после тщательного исследования будут отрабатывать методику реставрации. В музее рассказывают: часть памятников передали Германии еще после войны. В фондах остались сильно пострадавшие и руинированные. Один из самых ценных – рельеф Андреа Верроккьо «Снятие с креста».
«Он был собран в 50-е годы, в послевоенные годы. Из фрагментов склеены они, чтобы они не растерялись. Сейчас у нас есть возможность восполнить эти недостающие фрагменты, поскольку в Берлине имеются слепки с этого рельефа», — отметила заведующая мастерскими реставрации прикладного искусства ГМИИ им. Пушкина Юлия Устинова.
Слепки вот этих маленьких мальчиков тоже есть. При необходимости утраченные детали можно воспроизвести. Но сначала фигурки исследуют рентгеновскими и физико-химическими методами. Начнут с состава глины.
«Их два, мы их сравниваем. Если состав глины одинаковый, то это гарантировано они из одного места. Если они резко отличаются, уже встают вопросы у искусствоведов. А почему разные? Другая мастерская, другая страна, повтор, копия», — отметил реставратор Елена Минина.
Специалисты предполагают, что вот этому путто еще в XIX веке доделывали недостающие пальчики, убирали трещины. Итальянская антикварная реставрация часто работала с предметами эпохи Возрождения, их восстанавливали и продавали. Сейчас главная задача реставраторов – выявить авторскую работу и стараться ее максимально сохранить.
Оставить комментарий