В Историческом музее представлена выставка «Фаберже и придворные ювелиры». Возрождение и развитие национального ювелирного искусства конца XIX — начала XX веков, отражено почти в 300 экспонатах. Коллекцию оценил Антон Николаев.
Каждый из этих экспонатов, во всех смыслах, на вес золота. Вот, например, солонка в виде холщового мешка. Рядом еще одна безделушка — золотой каравай. По словам куратора выставки Галины Смородиновой, тут лучшие образцы русского ювелирного искусства середины XIX — начала XX веков:
«Эта витрина посвящена родоначальникам русского стиля, которым Садиков был. Появляются народные мотивы — простой холщовый мешочек, а это ведь элитарное искусство. Это золото, серебро, а оно имитирует прекрасно простую вещь».
Русский стиль ювелиры двух столиц понимали по-разному. Вот Москва: серебро, бриллианты, алмазы, рубины, аметисты. Этот драгоценный ларец создали на фирме Павла Акимовича Овчинникова.
Вот работа петербургской мастерской Карла Матвеевича Бояновского. Это дорожный сервиз великого князя Сергея Александровича. На выставке есть и другие принадлежавшие ему драгоценные предметы.
«Икона Преображения была привезена великим князем Сергеем Александровичем, дядей императора Николая II из Палестины. Он посетил Палестину вместе с супругой Елизаветой Федоровной. Там освящался храм Марии Магдалины. И ему в это время была подарена эта икона, камень с горы Фавор. И уже вернувшись в Россию, он обратился к братьям Грачевым, в одну из лучших ювелирных фирм Петербурга, чтобы они выполнили единый оклад для этих двух предметов», — говорит Мария Ворожбитова, куратор выставки.
Икону Преображения великий князь передал в дар в Спасо-Преображенский собор Петербурга — храму преображенского полка. Так называемое полковое серебро — один из самых необычных разделов экспозиции. Вот, например, сосуд в виде артиллерийского трехдюймового снаряда, который, возможно, использовался как термос. А это набор для пунша. Произведения искусства с элементами военной атрибутики – часть русской воинской традиции.
«Для того, чтобы создавались такие произведения, должен быть высокий уровень заказчика, который понимает красоту. И это все в России было. То есть, в России было и достаточно средств для создания такой культуры и такого искусства, и достаточно высококультурный заказчик, который очень требовательно относился к исполнению», — отмечает Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.
Вершиной русского ювелирного искусства принято считать произведения Фаберже. Каждый предмет — будь то столовая принадлежность или рамка для семейной фотографии — выполнен по индивидуальному заказу и на высочайшем уровне. Не случайно именно у Фаберже последний российский император Николай II заказывал пасхальные яйца в подарок супруге. Поэтому предметы, созданные в мастерской Фаберже, занимают центральную часть экспозиции Исторического музея.
Оставить комментарий