В МХТ имени Чехова — премьера. Спектакль «Сахарный немец» по роману незаслуженно забытого сегодня писателя Сергея Клычкова поставил Уланбек Баялиев. Он же — автор инсценировки. Книга написана в 1925 году и посвящена событиям Первой мировой войны.
Имя Сергея Клычкова впервые появляется на театральной афише. Поэт и прозаик первой трети ХХ века. Друг Есенина и Мандельштама. Современные исследователи именно Клычкова считают основоположником магического реализма в литературе — задолго до Габриэля Гарсии Маркеса. Идея поставить «Сахарного немца» — первого романа Клычкова — принадлежит ученику Сергея Женовача Уланбеку Баялиеву. Он давно увлечен творчеством писателя.
«Мы очень многих знаем, кто работал в магическом реализме, но вот про Клычкова никто ничего не знает. А это был один из потрясающих писателей, который был в 37 году расстрелян, и по этим ощущениям, по ощущению некой беды — здесь есть рефрен с сегодняшним временем, с тем, куда мы идем, что происходит сейчас», — рассказал режиссер Уланбек Баялиев.
Сергей Клычков — автор с непростым, особенным миром. Чтобы лучше понять и почувствовать его, присвоить сложный, фантазийный язык писателя, молодые актеры побывали в доме-музее Клычкова в деревне Дубровка. После этого на многое стали смотреть иначе.
«Мне было сложно это все понять, а главное принять — все эти сказы о леших, домовых, русалках, цыганках, гадалках… Мы именно ощутили там этот сказ, которым он жил в свое старообрядческое время то, и лес чертухинский, который у него виден из окна тоже помог нам почувствовать то время, когда жили именно этими сказами. Леших, домовых и прочих», — поделилась актриса Надежда Жарычева.
Что вообще значит «Сахарный немец»? В старообрядческой культуре сахар — символ греха. В романе главный герой с таким беззащитным и неподходящим воину прозвищем Зайчик убивает всего одного врага, немца. Но это становится его личным крахом: убийство другого оборачивается убийством себя.
В «Сахарном немце» Клычков пишет во многом о себе, о своем военном опыте, об отношениях с любимой женщиной, о своей боли. Чтобы не сойти с ума от ужаса времен после Первой мировой и Революции, сделать новую жизнь хоть как-то понятной, он мифологизирует пространство вокруг. Не так ли сегодня многие прячутся в виртуальный мир интернета и соцсетей?
Для Валерия Зазулина роль Зайчика — первая главная. Он ровесник своего героя. Очень хочет, чтобы зритель расслышал непростой текст Клычкова. Хотя и признается: сначала будет сложно.
«У меня было даже какое-то отторжение первое время. Мне казалось, что это история про тех людей, 100 лет прошло, еще и язык такой старый, старорусский. А потом на одной из репетиций, когда я начал с режиссером обсуждать уже линию конкретно, и мы думали, про что это все можно — и как-то меня так — уп — пробило!… Священное писание можно воспринимать как метафору… это все про нравственность… про правила, которые люди должны соблюдать, чтобы жить в мире без зла, без негатива», — рассказал артист.
Уланбек Баялиев уверен: с приходом современных технологий реальность морочит нас все больше. И неожиданно мистический реализм столетней выдержки напоминает о себе все громче.
Оставить комментарий