«Вся жизнь в одном велосипеде» ‒ так называется выставка, которая откроется 1 мая в «Аптекарском огороде». Каждый из экспонатов когда-то был превращен из двухколесного транспортного средства в настоящего помощника своего хозяина. Первой «велосипеды-ремесленники» увидела Юлия Струкова.
Здесь будто бы разместился город мастеров. На этом велосипеде ездил киномеханик. Вот, в этом кофре перевозил киноаппарат. На этом аппарате перемещались сразу двое – трубочисты: отец и сын – здесь даже маленькое сиденье для ребенка. А вот этим велосипедом владел продавец «радостей» ‒ бисквитов, конфет. И вот здесь он делал сахарную вату. И наконец, женский велосипед, на котором ездила продавщица рыбы. Все очень здорово приспособлено: в ящике хранились морепродукты, они обкладывались искусственным льдом. Женщина могла даже поджарить рыбку и складывала ее в бумажный пакетик.
История изобретательности и предприимчивости – в 30 раритетах. Самый старший – велосипед берсальеров, королевских пехотинцев, конца XIX века, первый складной. А на этом железном коне с двигателем трудилась перетяжщица матрасов. Прямо на площадях она вспарывала старые матрасы, шерсть из них прочесывала и взбивала.
«Вся эта шерсть взбивалась в клубы, и создавалось облако очищенной шерсти. Собиралась толпа людей. Они смотрели на это действо. Это было очень театрально. Поэтому всю очищенную шерсть она вкладывала в новую ткань, прошивала ее, и матрас новый готов», ‒ рассказала куратор выставки Инга Риччи.
Эту коллекцию более 40 лет собирал булочник Маурицио Урбинати из Римини. Еще юношей на блошином рынке узнал велосипед «своего знакомого сапожника» из детства. Купить было дорого – сбрасывались всем городом. С него началась коллекция, создающая образ ремесленной Италии, которой нет. Патефон, бубны большой и маленький – это театр Буратини, где продумана каждая мелочь. Даже занавес поднимается и опускается.
«Представление всегда начинал всем известный Карабас-Барабас. Ходит, злится, бьет своих», ‒ говорит куратор выставки Виктория Майорова.
Велосипед пожарного со всем необходимым, священника – без рамы, чтобы было удобно ездить в облачении, докторский – с деревянным холодильником на багажнике. Внутри – емкость со льдом. В ампулах хранили главное лекарство – пенициллин. К велосипеду портного приварили третье колесо. Сверху – стол с машинкой, которая приводилась в движение работой этого колеса. На велосипеде кузнеца – все, чтобы подковать лошадь или лудить посуду.
«Место, где у него велосипедный насос, используется как меха для разжигания и раздувания и добывания огня. Здесь кузня, здесь жар. Они со временем педали оплавились от этого жара», ‒ объяснил эксперт по культурным ценностям Министерства культуры России Валерий Климов.
У мясника всегда с собой были и разные ножи в таком ящичке, и мясорубка над передним колесом. И даже у клоуна каждая деталь реквизита оказывалась на своем месте. Все конструкции ремесленники дорабатывали сами, чтобы качественно и с любовью продолжать дело прадедов.
Оставить комментарий