В Московском музее современного искусства открылась выставка «Демоны в машине». В экспозиции — арт-объекты, которые художники создавали вместе с учеными, рассуждая о возможностях искусственного интеллекта. Ирина Разумовская продолжит.
Кто такие современные демоны? Создатели этой выставки уверены — это искусственный интеллект будущего. Об этом медиа-художники вместе с учёными и программистами говорят здесь на языке новых технологий!
«С помощью нейросетей, программирования, электросхем художники говорят со зрителями. Современный человек с самого рождения включен не только в биоценоз, но и в техноценоз», — рассказала куратор выставки Дарья Пархоменко.
Несколько лет ушло у кураторов этой масштабной выставки, лаборатории Art&Science Foundation, чтобы объединить художников из разных стран и спровоцировать их на такое тотальное осмысление технологической революции, которая не за горами. Ключевая фигура здесь — Томас Фойерштайн. Совместно с инженерами из Курчатовского института и Лабораторией Касперского создал три инсталляции. Две старинные хирургические лампы стали роботизированными существами, которые беседуют на языке XIX столетия.
«Обычно такие лампы направлены на нас во время сложнейших операций на внутренние органы. Это важная ассоциация. В мире будущего они анализируют нутро информационного мира — новости, проблемы на языке прошлого, который мы взяли из произведений Достоевского «Бесы», то есть внутри у них специально обученная искусственная нейросеть», — объяснил Томас Фойерштайн.
Другая часть проекта Фойерштайна — хорорр о герое, который был когда-то одержим вопросом свободы воли.
Инсталляция «Чай с Кирилловым» дала вторую жизнь персонажу из «Бесов» Достоевского. По роману инженер Кириллов покончил жизнь самоубийством, а здесь — виртуально реинкарнировал. Это дух Кириллова открывает и закрывает ящики этого стола, а также попивает чай, который всегда горячий, из него поднимается пар, и он убывает из кружки.
С ещё большей иронией к размышлению о возможностях искусственного интеллекта подошёл художник Дмитрий Морозов. Из электронных игрушек-питомцев – тамагочи, которыми грезили дети в конце 90-х, он создал цифровую ферму.
«О животных заботится не человек, а какой-то ещё один алгоритм, то есть созданная программа для этой инсталляции симулирует поведение человека и нажимает клавиши в нужный момент, чтобы покормить, отправить спать, научить чему-то, и получается, что одна программа, один алгоритм заботится о другом», — пояснил Морозов.
А вот Егору Крафту не до шуток. Он работает с гигантским наследием утраченных античных греческих скульптур и римских фризов. Его команда изобрела код, с помощью которого искусственный интеллект может достроить их, собрать целиком.
«Нам известна античность как нечто фрагментированное, прошедшее огромное количество времени и дошедшее до нас кусочками и фрагментами, и если мы тренируем нейронную сеть для того, чтобы это восстанавливать, мы получаем спекулятивные результаты, что же нейронная сеть думает о том, что же там на самом деле было», — отметил Крафт.
На этой выставке — роботы рисуют и читают философские трактаты. Великие поэмы выражены в электронных схемах, а видеокамеры транслируют ваш облик в новейшие нейросети. Изучать это можно часами. С широко раскрытыми глазами, смотрящими в будущее!
Оставить комментарий