«Воспоминание об APTART» — новая экспозиция в Музее современного искусства. Она рассказывает о советском андеграунде середины 80-х годов. Выставочной площадкой для нового искусства тогда была квартира художника Никиты Алексеева.
Абсурдистские выставки и отвязные перформансы. Если бы в начале 80-х этим художникам сказали, что их квартирная галерея и искусство станут темой отдельной выставки, не поверили бы.
«У нас есть на входе — большой кураторский текст, который объясняет, что такое aptart, потому что мне хотелось сделать выставку для публики, которая еще не в курсе, что это такое», — объяснила старший научный сотрудник Московского музея современного искусства Ольга Турчина.
Термин «aptart» — от английского «апартамент», то есть домашнее, квартирное искусство. Сами участники движения называли такие встречи «рабочей экспозицией» и «анти-шоу». Здесь не было кураторов и покупателей. Хозяин квартирной галереи художник Никита Алексеев спал в надувной лодке, места в кровати просто не было — сплошь арт-объекты. Молодые художники росли на традициях московского концептуализма — на работах и размышлениях Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида. Если посиделки с Ильей Кабаковым, по воспоминаниям участников, были тихие и интеллигентные, то aptart, в доме у Никиты Алексеева походил на ночной клуб с высоко концептуальными выставками.
«Параллельно в небольшой квартире, в aptart, происходила жизнь: человек на кухне готовил еду какую-то, другой — лежал в ванной, принимал ванную, а в кровати лежал еще один человек, это был сам Никита, который как бы спал», — говорит художник Владимир Мироненко.
Обычная вещь, например, холодильник, мог превратиться в роман. Никита Алексеев продолжал хранить там еду, пока КГБ не конфисковало большую часть текстового материала во время обыска, хотя участники выставок подчеркивали, все они были аполитичны — боролись, скорее, с официальным искусством.
«Была такая система коридорная и с консьержкой, которая сидела у входа. Мимо нее толпы ходили туда-сюда, и нужно было иметь ангельское терпение, чтобы все это выносить», — вспоминает художник Георгий Кизельватер.
К 1984 году, с большим успехом просуществовав между Сциллой и Харибдой официальной политики и искусства, движение распалось само собой. Собрав большой творческий потенциал и проведя более четырнадцати выставок, большинство участников этих выставок выросли в серьезных художников. Aptart стал последним неформальным квартирным художественным объединением в СССР.
Оставить комментарий