«Отражение изысканного вкуса». В музее-усадьбе «Архангельское» открыли большую выставку фарфора из собрания князей Юсуповых. Это первая попытка представить публике одну из богатейших коллекций декоративно-прикладного искусства. Подробности у Ирины Разумовской.
Небольшой парковый флигель «Каприз» в Усадьбе «Архангельское» — теперь не просто открыт после реставрации. На двух этажах здесь расположился Музей фарфора. И это очень символично.
Через 8 лет после того как Николай Юсупов купил Архангельское, в 1818 году в этих комнатах была устроена и открыта им мастерская по росписи фарфора. Трудились на ней крепостные князя. При них сразу учились мастерству и юноши, из которых потом выросли большие художники.
Поначалу они воспроизводили на чайных парах или десертных тарелках живопись из картинной галереи Юсуповых. Это отношение к фарфору, как к произведению искусства, а не предмету быта, и свойственно той эпохе, и заимствовано у тех стран, где он родился и откуда привозился. Если первый зал здесь «домашний», и эти шкафы с зелёным сукном — реплика на юсуповскую мебель, то во втором — уже парадные витрины. И здесь «мировая коллекция» — то, что собирал Николай Борисович всю свою жизнь.
«У него появились очень редкие, уникальные предметы из фарфора — вазы Севрской мануфактуры и сервиз с таким редким крытьем или фоном черного цвета, который имитировал лаковые китайские вещи, расписанные золотом. Есть небольшая ваза в виде бутылки, тарелка и горшочки для конфитюра, выполненные мастерами. Притом роспись выполнена золотом разного цвета и платиной», — отметила куратор выставки Надежда Бережная.
В архиве мануфактуры города Севр есть запись о покупке сервиза князем Юсуповым. Заказывал он лично и фарфор знаменитой немецкой марки Мейсен. Пять поколений этой семьи будет в итоге коллекционировать фарфор. То, что изготавливалось в их «фарфоровом заведении», теперь здесь в постоянной экспозиции, во временной — экспонаты со всего мира. А то, что пока сюда не поместилось, отныне можно посмотреть в так называемом, «открытом хранении» декоративно-прикладного искусства усадьбы «Архангельское».
«Далеко не все коллекции представлены у нас в парадных залах дворца, как, собственно говоря, далеко не все они были представлены во времена наших владельцев — до 17-го года. В парадных залах присутствуют только самые значимые вещи, а все остальное хранилось в кладовых имения. Из описи нам известно, как были устроены кладовые, что это были шкафы, с застекленными или глухими верхами, в которых хранились эти вещи», — пояснила хранитель музейных коллекций музея-усадьбы «Архангельское» Анастасия Москалёва.
По тому же принципу с исторической достоверностью и построено это хранение. Из того, что никогда ещё не выставлялось, в залах эта коллекция стекла. Самые ценные предметы в ней — снова те, что были выполнены на заводе в самом имении. Изучить фонды теперь может любой желающий, но по предварительной записи. Правда, записываться при нынешних мерах нужно и просто в музей. Зато экспозиции будут работать все новогодние праздники.
Оставить комментарий