«В пепле истории» — новая выставка в Эрмитаже

«В пепле истории» — новая выставка в Эрмитаже

Цитирую современного китайского художника Чжан Хуаня: «Я твердо верю в учение буддизма о бесконечном цикле перерождений человека в соответствии с законом о воздаянии. Человек проходит путь от пламени к пеплу, который развеется вместе с дымом и вновь станет частицей пыли внутри освещаемой Солнцем Вселенной».

Высокопарно, художественно, очень современно. Очень современно считать смерть источником вдохновения, хотя мысль эта совсем не свежая, многовековая, но для Чжан Хуаня и время – это понятие растяжимое. Государственный Эрмитаж с этой недели знакомит публику с творчеством Чжан Хуаня. Название выставки — «В пепле истории». Пепел – это не только сочная метафора, но и один из основных рабочих материалов китайского мастера. Дмитрий Ясковский сообщает из Петербурга.

«Пепел истории» стучит в сердце художника и эхом отзывается во всех его работах, будь то групповой портрет китайских коммунистов или реплики картин великих мастеров прошлого. В середине 90-х Чжан Хуань начинал с перфомансов — покрывал иероглифами собственное тело, поливал его медом и обкладывал костями. Тогда художник пытался разобраться в эволюции отношений между духом, плотью и окружающим миром. Сегодня его интересует взаимное влияние Востока и Запада. Предмет экспериментов — эрмитажные работы Рембранта, Тициана, Снайдерса, Рубенса.

«Он переносит их в другую технику, в другой формат, немножко их меняет по сути. То есть он занимается интерпретацией, если хотите оммажем, если хотите ремейком, тут разные слова можно подобрать. Но здесь опять же нет желания кого-то обмануть, над кем-то посмеяться. Это размышление художника», — заявил заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Обмануть вряд ли, а вот окружить зрителя мистическим фимиамом для лучшего восприятия своих картин — возможно. Групповой портрет членов компартии Китая во главе с Мао Дзэ Дуном воспринимается иначе, если знать что он создан из нескольких тонн священного пепла, который художник добыл в буддийских монастырях.

«Он ходит по крупнейшим буддийским храмам и просит у настоятелей разрешения забрать содержимое из огромных горшков, где остается пепел от благовоний, потом отвозит пепел в студию, где тридцать человек кропотливо разбирают его на фракции. Это самая трудоемкая часть работы — разделить мельчайшие частицы по градации: от самого светлого до почти коричневого», — заметила галерист Перл Лэм.

Еще художник использует старые деревянные двери, на которые наклеивает фотографии картин известных мастеров прошлого. Часть поверхности остается черно-белой и плоской, а часть покрывается объемной замысловатой резьбой. Возможно художник именно так видит синтез технологичного европейского искусства и восточного мистического. Сама выставка — это часть диалога Эрмитажа и Китая, где скоро откроются несколько виртуальных музеев. Эта экспозиция первая ласточка, с трудом прорвавшая санитарные преграды и кордоны.

«Когда началась вся эта эпидемия, она морем поплыла из Китая в Россию. Она приплыла, закрылись и Китай, и Россия, тогда она подождала, пока Россия открылась. Она приехала в Эрмитаж, и сегодня она предстает перед нами», — заключил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

О том, что в недрах Зимнего дворца происходит что-то необычное, говорит посетителям скульптура под названием «Эрмитажный Будда». С точки зрения художника это попытка напомнить людям о сотнях когда- то разрушенных буддийских храмов. Эти страницы как российской, так и китайской истории практически одинаковы.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>