В Петербурге показали премьеру «Блестящего дивертисмента» легендарного хореографа Якобсона

В Петербурге показали премьеру «Блестящего дивертисмента» легендарного хореографа Якобсона

В Санкт-Петербурге премьерой восстановленных балетов легендарного хореографа Леонида Якобсона в Александринском театре открылся II фестиваль «Золотая коллекция», ежегодно проводимый Театром балета имени Леонида Якобсона в летние дни. Артисты труппы представят шедевры балетной классики и яркие образцы современной хореографии на сцене Мариинского, Александринского и Большого драматического театров.

Творчество Якобсона относится к наиболее ярким вершинам хореографической мысли минувшего столетия, определившим пути развития российского и мирового балета в веке нынешнем. Кристально-чистая классика, фольклор, гротеск – такова палитра, использованная хореографом как в больших работах, так и в миниатюре. Именно миниатюры стали любимым и коронным якобсоновским жанром.

Театр продолжает бережно и скрупулезно восстанавливать хореографическое наследие хореографа.

«Наша труппа носит имя одного из выдающихся хореографов всех времен. Сохранять его балеты – не только наш долг, но и почетная миссия. Мы бережно и постепенно восстанавливаем его сочинения. Этот большой труд во многом ложится на наших педагогов-репетиторов, в прошлом солистов, на которых мастер ставил свои шедевры: Татьяну Квасову, Валентину Климову, Веру Соловьеву, Николая Левицкого. Авторские миниатюры Якобсона можно увидеть только в репертуаре нашего театра, и это петербургское сокровище мы с радостью показываем на самых разных сценах мира», – говорит худрук труппы, заслуженный артист РФ Андриан Фадеев.

Программа показанная в Александринском театре состояла из трех отделений. Первые два имели общее название «Блестящий дивертисмент» и состояли из 11 миниатюр Якобсона, а название получили по последней, которую Леонид Якобсон сочинил в 1973 году. Третье отделение было отдано также недавней премьере – «Озорным частушкам», поставленным в театре Якобсона Славой Самодуровым на музыку Родиона Щедрина в конце прошлого года. Театр не только сохраняет наследие Якобсона и танцует востребованную классику XIX века. Одно из основных направлений его работы – создание новой современной хореографии, и «Озорные частушки» — несомненный хит театра в этом направлении.

И в первой части, когда танцовщики стремились перещеголять один другого лихостью и накрученностью невообразимо сложных вариаций, и во второй, выстраиваясь «паровозиком» и всё увеличивая и увеличивая темп своего танца – они вбрасывали в зрительный зал такой невероятный запал энергии, который «выносил» публику из кресел. Особенно сумасшедшим выплеском энергии отличался Вячеслав Спильческий – молодой танцовщик этого коллектива, всего три года назад закончивший пермское училище. Что он вытворял на сцене, вообще трудно поддается описанию.

Но главная премьера вечера – это балет «Блестящий дивертисмент», отметивший в этом году полувековой юбилей. А вот сказать, что балет был создан 50 лет назад вроде и нельзя – настолько современны и изобретательны его хореографические идеи. 12-минутная миниатюра, поставленная для пяти пар солистов и одного премьера, и сегодня покоряет своей беспримерной технической сложностью. Кажется, его не исполняли столько лет лишь потому, что просто некому было одолеть эти технические преграды и каверзы. И вот такие артисты, наконец, появились.

БАЛЕТ ЛЕОНИДА ЯКОБСОНА «ПОЛЁТ ТАЛЬОНИ». АЛЁНА ГРИВНИНА И ДЕНИС КЛИМУК. ФОТО СТАС ЛЕВШИН
Легкость, пластичность, музыкальность делали танец Кирилла Вычужанина исключительно выразительным. Он поразил невероятной техничностью и своей харизмой. Можно только представить, как бы лег на этого танцовщика другой знаменитый номер Якобсона «Вестрис», поставленный когда-то на Михаила Барышникова. Показывали «Вестриса» и в этой программе в исполнении Дмитрия Соболева.

Вычужанин выделялся и в затейливом Pas de trois на музыку Россини в вариации с диагональю эффектных партерных шпагатов — три шпагата в одну сторону, три в другую, создавая неожиданную комбинацию движений. Такую же сложную партию он эффектно показал и в «Блестящем дивертисменте».

Музыкальной основой этого балета стал «Блестящий дивертисмент» Глинки – одно из сочинений, созданных композитором под впечатлением от поездки в Италию в 1830-х годах. Остановившись в Милане, он проводил вечера в театре Ла Скала, слушал итальянские оперы. В «Блестящем дивертисменте» легко угадываются темы из «Сомнамбулы» Беллини.

Перед нами бал. Пять пар. Камзолы и платья, украшенные драгоценностями. Вычужанин в роли вертлявого мажордома-распорядителя, этакого Фигаро из комедии Бомарше. Да и судя по костюмам и хореографии, действие разворачивается не на балу в эпоху Короля-Солнце, как утверждается в некоторых источниках, а скорее столетием позже при дворе Марии-Антуанетты.

В программу миниатюр Леонида Якобсона «Блестящий дивертисмент» вошёл не только одноименный одноактный балет, созданный мастером в частности и для выдающейся балерины Аллы Осипенко, но и хореографические зарисовки из цикла «Классицизм – Романтизм». Якобсон находил жанр миниатюры оптимальным для воплощения своих идей. В этих шедеврах соединились преклонение хореографа перед классическим танцем и преодоление его строгих правил.

Театр балета имени Леонида Якобсона уже восстановил некоторые миниатюры цикла «Классицизм – Романтизм». В презентованную в Александринском театре программу вошли и Pas de quatre на музыку Беллини, которым собственно и открыли программу; и два Pas de deux – одно отлично станцованное Полиной Зайцевой и Андреем Сорокиным на музыку Моцарта, другое — на музыку Россини и Гертеля в прекрасном исполнении того же Сорокина и темпераментной Алены Гривниной. И знаменитый шедевр Якобсона «Полёт Тальони» на музыку Моцарта. В нем хореограф показывает уникальную романтическую балерину XIX века (её партию исполняла та же прекрасная танцовщица Алена Гривнина, но уже в своей хрупкой сильфидной ипостаси) парящей над сценой с помощью одного видимого (одетый в белое трико и колет Денис Климук) и четверых невидимых в темноте (одетых в черное) партнеров.

Знаменитой «Качучей» Якобсон противопоставляет в этом концерте Тальони её вечную соперницу на балетном Олимпе, полную противоположность в танце — Фанни Эльслер. Номер поставлен на музыку Пабло Сарасате и зажигательно исполнен Александрой Коршуновой. Тут Якобсона вдохновляет не столько интерпретация старинного андалузского народного танца, сколько литография эпохи романтизма, изображающая одну из ярчайших балерин XIX столетия. Перед нами танец-портрет Эльслер, ещё один из нескольких заново восстановленных, и представленных в новой программе шедевров.

Другое возобновление — миниатюра, вдохновленная эстетикой Средневековья «Средневековый танец с поцелуями» на музыку Сергея Прокофьева (Соната для фортепиано №8). Якобсона увлекал старинный танец, не только тот, который мы уже видели, — XIX или XVIII веков. В его творчестве есть и изысканная стилизация средневековых званых вечеров. Украшением номера тут является не только хореография, но и стилизованные под эпоху роскошные костюмы синьоров и дам.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>