На Пушкинском театральном фестивале в Пскове открылась выставка работ заслуженного художника России Александра Стройло.
Представлены эскизы костюмов к спектаклям академического Театра драмы им. А.С. Пушкина, главным художником которого он служит. «Вол и Осел при яслях», «Пигмалион», «Говорит Москва», «Свидетельские показания» и «Сережа очень тупой»… Можно рассмотреть и костюмы к спектаклю «Село Степанчиково и его обитатели», в которых играли актеры.
Загляните перед спектаклем или просто прогуливаясь по городу в галерею «ЦЕХ» театра драмы. Есть чем восхититься там! А если повезет застать автора, который часто находится поблизости, он расскажет вам, например, как создавал костюмы к спектаклям «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Достоевского или булгаковскому «Морфию», какой путь они прошли от эскиза до воплощения. За костюмы к «Морфию» он привез в этом году из Москвы «Золотую маску».
Как отметил худрук театра Дмитрий Месхиев: «Трудно сделать большую выставку работ Александра Стройло, его работы — на сцене: «Ревизор», «Позвольте вам выйти вон», «Пиковая дама», «Жанна», «Нави Волырк, капитанский сын»…
Он принадлежал одной из наших героинь — в спектакле «Село Степанчиково …». Убор в виде птицы — это решение режиссера Петра Шерешевского. Я в спектакле — не первый номер: делаю то, что скажет режиссер.
В вашей жизни выставок, наверное, не счесть…
Александр Стройло: Выставок было много. Правда, театральные мало кому интересны, театральное искусство — достаточно узкий сегмент.
Здесь представлены 210 эскизов. Их было бы гораздо больше, но не хватило рамочек такого формата — мы все скупили в Пскове. Хотя это не так уж важно — больше, меньше…
Некоторые эскизы совершенно не соответствуют тому, что зрители потом увидели на сцене. К «Морфию», например, я сделал для режиссера эскизы костюмов врачей того времени — начала ХХ века, и здесь же расположились те эскизы, которые вошли в работу. С пометками режиссера Антона Федорова. Благодаря ему я и «Золотую маску» получил.
Но вы же их придумали?
Александр Стройло: Как писал Маяковский: «Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм». После всех «драк» трудно вспомнить, кто что придумал. Рождение спектакля — это же синтетическое, коллективное творчество.
Вы оформляли много классических спектаклей, но и современная драма вам доставалась. Классика для художника — работа-праздник?
Александр Стройло: Разницы нет — классика, не классика. Важнее — с каким режиссером ты работаешь.
Встречались такие, которые жестко давили на вас?
Александр Стройло: Так хороший режиссер — он Пиночет, давит! И четко знает, что хочет. Это плохой скажет: «Сделай мне красиво» — и все. А как это красиво — непонятно. И дальше начинаются капризы: «Я же просил: красиво!»
Часто актеры восхищаются: «Какой хороший костюм вы мне придумали!»?
Александр Стройло: Когда спектакль «Село Степанчиково…» ушел из репертуара, все актеры захотели забрать костюмы, сделанные как ватники. Они новенькие, но зафактурены. Модельные такие телогрейки. Это намек на зону. Золотой генеральский костюм, в котором играл Виктор Яковлев, тоже стеганый. И шапки, и фрак-телогрейка. Даже свадебное платье невесты. Вот здесь — женский ватник, изящный, с красивой подкладкой, в нем Линда Ахметзянова играла.
А Саша Овчаренко сейчас ходит в этом костюме! Вот он представлен на выставке — похож на школьную форму, с эмблемой советской школы на рукаве. Такую эмблему уже не найти, поэтому я нарисовал ее.
У нас в театре замечательная швея — Диана Москаль. Мастерица, каких поискать. Золотые руки! Приедешь в столичные города, там роскошные, дорогие мастерские, но нет такого подхода к изготовлению костюма как к единственному и неповторимому и такого теплого отношения к тому, кто будет носить этот костюм.
С театральными режиссерами вы работали только в Псковской драме? Как художник-постановщик спектакля и художник по костюмам.
Александр Стройло: Да. Что скажут — то и делаю: сценографию, костюмы… Я не против, капризничать нелепо, я же в штате. Все работы интересны. Не все, правда, получаются интересными…
Оставить комментарий