Музеи в Италии по-прежнему закрыты. Но, несмотря на отсутствие в залах публики, в Национальной галерее старинного искусства в Риме подготовили выставку «Момент наблюдателя». Ольга Енина – о том, по какому принципу отбирались полотна.
Ее руки держат раму так, что, кажется, девушка вот-вот выйдет к зрителю. Эту картину Рембрандт написал в 1641 году. Изначально в планах нидерландского художника было изобразить женщину, слегка повернувшуюся влево, но работа не была завершена, и он использовал холст повторно. Искусствоведы, в частности, голландский историк и эксперт по творчеству Рембрандта Эрнст ван де Ветеринг отмечают, что это полотно – поиск новых способов изобразить движение.
«Здесь у зрителя есть возможность стать соучастником изображенной сцены, персонажи произведений как будто манят присоединиться к игре – участвовать, сотрудничать, соблазняться, принимать вызов», – говорит куратор выставки Микеле Ди Монте.
«Саломея» Гвидо Рени – библейская принцесса с невинным выражением лица предлагает зрителю обезглавленную голову Иоанна Крестителя на тарелке. В картине Гверчино Марс стягивает занавес, чтобы взглянуть на обнаженную Венеру, она указывает на зрителя вне картины, в то врем как Купидон направляет на него свою стрелу. Каждая из картин, представленных на выставке, ломает «четвертую стену» – воображаемую границу между персонажем и зрителем. Ирония – в том, что зрителя на выставке пока нет.
Микеле Ди Монте: «К сожалению, мы платим цену из-за карантина. Выставка посвящена существенному и незаменимому присутствию зрителя, так что единственное, чего на данный момент здесь не хватает, это реальных посетителей, которые, как мы надеемся, смогут вернуться в эти стены уже очень скоро».
В Италии все музеи закрыты с 6 ноября. Открытие выставки было запланировано на начало декабря, но из-за ограничений, вызванных коронавирусом, сегодня увидеть ее могут только журналисты. В галерее надеются, что в конце января эти залы вновь откроются для посетителей.
Оставить комментарий