В Эрмитаже приступили к реставрации редких экспонатов из дерева, металла и стекла. Среди них ‒ уникальные витражи XVII века, скифский клинок из Тывы, а также французский ларец с секретом. Как им возвращают прежний облик ‒ расскажет Ольга Скрипкина.
Скифский кинжал VII века до нашей эры восстановили по крупицам. Впрочем, теперь это уже не оружие. Железо потеряло свои физические свойства. Не просто реставрация ‒ реанимация. Артефакт восстанавливают два года. И лечение до сих пор не закончено. Десятки частиц в коробке. С ними ‒ остатки меховых ножен и дерево от рукояти.
В этой мастерской ‒ экспонаты, можно сказать, хорошо сохранились. Молодые еще: XVII, XVIII, XIX веков. Правда, очень хрупкие. Все ‒ из разноцветного стекла. Одни разбились, другие потемнели или, как говорят реставраторы, «напитались пылью». Копоть, ржавчина, мел и столярный клей ‒ отмыть вековую грязь помогает спиртовой компресс.
«Паралон накладывается и на какое-то время оставляется, чтобы бумага и клей размягчились. Стоит, может быть, сутки», ‒ рассказала реставратор Елена Крылова.
Компрессы и даже «баня». Стеклянные и керамические экспонаты начинают путь к «омоложению» исключительно с водных процедур. Так избавляются от солей и прочих отложений. Этот сосуд из Аттики уже принял ванну и теперь отдыхает на чистом кварцевом песке. Ревратор Анна Поздняк пояснила: «Мы песок ‒ под него с этой стороны, с другой. Чтобы он не катался, а именно та поверхность, где мы работаем».
Железный французский ларец в соседней реставрационной мастерской все секреты хранил и ценности. Предназначение оборотная сторона крышки выдает. Точно сейф, не иначе. Да такой, что просто так не откроешь. Известно, что сундук находился в коллекции барона Штиглица. В Эрмитаж он попал лишь в 1933-м. Причем без ключа. Реставраторы аккуратно вскрыли сейф и приступили к расчистке орнамента. Чинить затворы и восстанавливать ключ вряд ли станут. На экспозиции ларец оставят открытым ‒ не прятать же диковинный замок.
Оставить комментарий