Идея создания Ассоциации принадлежит Валерию Фокину.
В России создана Ассоциация национальных театров. Меморандум об этом подписали в Петрозаводске. Идея создания Ассоциации принадлежит художественному руководителю первого Национального театра России – Александринки Валерию Фокину. Из столицы Карелии – Валерия Кудрявцева.
В первый рабочий день нового, 2022 года, в Петрозаводске собрались представители более 30 национальных театров России. Все они откликнулись на предложение Валерия Фокина о создании профессиональной Ассоциации. Уже сейчас на нее возлагают большие надежды.
Объединение – главное слово, которое звучало на Учредительной конференции Ассоциации национальных театров России. О его необходимости Валерий Фокин впервые заявил в 2019 году. Однако воплощение в жизнь в связи с пандемией потребовало больше времени.
«Мы должны не только с точки зрения государственной думать о сохранении языка, наследия культурного. Указ президента недавно вышел! Но есть еще момент, кроме государственной важности, и это момент эстетический. Это тот вопрос, тот момент, когда мы должны думать об обновлении нашего театрального языка. И вот здесь какие-то импульсы могут дать национальные театры», – заявил председатель совета Ассоциации национальных театров России, народный артист России Валерий Фокин.
Петрозаводск не случайно стал местом, где решили заявить о рождении новой Ассоциации. Здесь, в частности, находится Национальный театр республики Карелии – единственный профессиональный театр в мире, где спектакли идут на финском, карельском, вепсском и русском языках. В наступившем году ему исполняется 90 лет. Именно он стал площадкой для Конференции.
«Эта история уже здесь и сейчас рождается, история театрального искусства России. Создание Ассоциации продвинет многие вопросы проблемные. как и для всех национальных театров, для нас уже те вопросы, которые сегодня поставлены, имеют очень серьезное значение. И я абсолютно уверен, что это будет способствовать развитию нашего театра», – пояснил глава Республики Карелия Артур Парфенчиков.
Из примерно 650 театров, существующих на территории многонациональной России, около 70 – национальные театры, включая детские. В них идут пьесы на языках народов России, с местным колоритом и характером. Сегодня у них схожие болевые точки, задачи и мечты.
«Ассоциация – это, мне кажется, очень серьезный может быть орган, который может непосредственно с руководством российским вступать в диалог, и решать какие-то проблемы», – пояснил главный режиссёр Татарского государственного академического театра им. Г. Камала Фарид Бикчантаев.
По мнению собравшихся в Петрозаводске театральных деятелей, сегодня потенциал национальных театров ощущается особенно сильно.
«В погоне за хайпом театр хочет что-то сделать, но иногда скатывается, а национальный театр никогда этого не сделает. Потому что он связан с этой землей. Национальный театр не может предать свою землю. Нравственность предков», – пояснил художественный руководитель Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева Саян Жамбало.
«Наш Псковский театр в этом году, в 2021 я имею в виду, у нас было 3 премьеры с участием режиссеров национальных театров, а в 22 будет 4 премьеры с режиссерами национальных театров. И с моей точки зрения, сейчас скажем, национальные театры – это один из очень серьезных двигателей в принципе театральной культуры в стране», – подчеркнул художественный руководитель – директор Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина Дмитрий Месхиев.
На Учредительном совещании были озвучены планы на ближайшее будущее. Среди них – создание Национальной театральной школы для подготовки кадров. Первая пройдет летом на базе Александринского театра: образовательные программы, совместные проекты, копродукции. Так совпало, что 2022-й объявлен годом культурного наследия народов России. Это дает надежду, что проект получит особую поддержку в государственных и общественных институтах. И конечно, у зрителей. Ведь когда в зале гаснет свет, а на сцене начинается действо, контакт между артистами и зрителями выходит на новый уровень.
Оставить комментарий