В Русском музее открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения одного из крупнейших российских художников первой половины XX века — Константина Сомова. Генеральный спонсор экспозиции — банк ВТБ.
Константин Сомов знал, как превратить обыденную жизнь в карнавал. Он прятал лица под масками. Одевал дам в старинные платья. Наблюдал за влюбленными парочками. Казалось, что про жизнь ушедших эпох, он знал больше, чем про своё собственное время.
Укромные уголки парка, галантные сцены, так похожие на картины французских живописцев. Не случайно Константина Сомова называли художником радуг и поцелуев.
«Радуги есть, и нет поцелуев, а есть предпоцелуи или послепоцелуи. Он передает состояние влюбленности, начало интриги. Какую-то интригу потаённую, закрытую», — говорит Евгения Петрова, зам директора по научной работе.
Сын главного хранителя Эрмитажа, однокашник Бенуа, ученик Репина, изучавший живопись в Петербурге и Париже, Сомов так и не закончил Академию художеств. Это не помешало ему стать успешным портретистом. В экспозиции портреты Кузьмина, Блока, Рахманинова. Он писал пастелью, акварелью, владел старинными техниками графики.
«В чем миссия или предназначение искусства, и что такое вообще искусство? На мой взгляд это то, что заставляет нас думать и то, что нас делает лучше. Мне кажется, любая выставка такой крупной личности как Сомов, делает нас лучше и заставляет думать», — отмечает Юрий Левченко, старший вице-президент банка ВТБ.
Сомов создал свой живописный театр с кокетливыми маркизами, страдающими Пьеро, воинственными Арлекинами. Иллюстрировал книги Пушкина и Гоголя, Бальмонта и Блока. На выставке можно полистать электронную версию «Большой книги Маркизы» — сборника эротической литературы XVIII века. В одном из переизданий немецкая цензура из 31 рисунка Сомова пропустила только шесть.
«Она есть далеко не в каждом книжном известном собрании. И в своё время это была настоящая провокация для любителей изящной книги», — объясняет Наталья Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII – начала XIX веков Русского музея.
Сомов участвовал в создании журнала «Мир искусства», заполняя его страницы изысканными виньетками, силуэтами, заставками. Себя художник оценивал критически – в дневнике писал, что рисует скверно и пошло.
«При этом он сам себя ел, то ему рука не удается, то рисунок не тот, считал, что он плохой колорист. Но когда мы смотрим на все эти произведения, то понимаем, что это была клевета на самого себя», — рассказывает Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник Русского музея.
В 1924 году Константин Сомов уехал в Америку, сопровождая художественную выставку. В Советский Союз не вернулся. Через год эмигрировал во Францию. Там он снова создал свой мир — снова писал о любви и смерти, загадку которой пытался разгадать всю жизнь.
Оставить комментарий