В Санкт-Петербургском государственном университете восстановили и сделали 3D-модели гипсовых слепков черепов пермских ящеров, созданных более 100 лет назад под руководством знаменитого палеонтолога Владимира Амалицкого. Примечательно, что слепки были отлиты с окаменелостей, крупное местонахождение которых Амалицкий обнаружил до этого в Архангельской области.
Для выставки, подготовленной в СПбГУ к 160-летию со дня рождения российского геолога и палеонтолога, выпускника Университета профессора Владимира Прохоровича Амалицкого, было решено восстановить копии трех черепов ящеров. Окаменелости, послужившие для отливки, знаменитый палеонтолог обнаружил в песчаной линзе на обрыве реки Малая Северная Двина в конце XIX века.
«Реплики черепов позвоночных «Северодвинской галереи» выполнены в Палеонтологической лаборатории в Варшаве под руководством Владимира Амалицкого. Они были созданы приблизительно в 1908–1914 годах, на это указывают исторические документы и литературные источники. Можно предположить, что реплики черепов попали в Палеонтологический музей СПбГУ через Геологический кабинет Высших женских (Бестужевских) курсов, в организации которых принимали участие многие профессора Петербургского университета», — рассказал заведующий отделом естественно-научных коллекций СПбГУ Вадим Глинский.
По его словам, открытия Амалицкого непосредственно связаны с историей и людьми Университета. С 1887 года ученый работал хранителем в Геологическом кабинете, который сегодня носит название Палеонтолого-стратиграфического музея СПбГУ. Здесь находится научная коллекция пермских моллюсков-антракозид, которая послужила толчком ко всем последующим удивительным открытиям ученого. Слепки с окаменелых черепов ящеров, выставленные в музее, дополняют рассказ об открытиях Амалицкого. Они имеют высокое историко-научное значение — именно поэтому необходимо было восстановить их.
Реставрация слепков черепов ящеров пермского периода — скутозавра, иностранцевии и двинозавра — стала дипломной работой представительницы нового поколения универсантов — выпускницы кафедры реставрации СПбГУ Екатерины Агеевой. Работа проведена под научным руководством доцента кафедры реставрации Владимира Торбика и старшего преподавателя этой же кафедры Дины Фомитовой. В результате были восстановлены утраченные части носовых костей иностранцевии и квадратно-скуловых костей «защитного воротника» скутозавра. Также были подкрашены участки черепов с отколотой краской, при этом авторский слой краски поверхности не был затронут.
Скутозавры (Scutosaurus karpinskii) стали первыми ископаемыми ящерами, целые скелеты которых нашли и выставили в России. В названии (от греческих слов scutum — щиток и saurus — ящер) отражена особенность кожи животных — в ней было большое количество окостенений (остеодерм), которые выполняли функцию брони. В длину скутозавры достигали трех метров. По одной из гипотез, эти медлительные растительноядные животные были полуводными — как бегемоты.
Естественным врагом скутозавров была иностранцевия (Inostranсevia alexandri) — крупное зверообразное животное, достигавшее трех с половиной метров в длину. Иностранцевия обладала огромными клыками около 30 сантиметров длиной, которые сменялись на протяжении жизни.
Владимир Амалицкий дал имя иностранцевии в честь своего научного руководителя, преподавателя по геологии и основателя Геологического кабинета Санкт-Петербургского университета профессора Александра Иностранцева.
Другим хищником, но значительно более мелким, был двинозавр (Dvinosaurus primus) — амфибия, получившая свое название по реке Северная Двина, на берегу которой производились раскопки. Длина животного составляла около метра. Всю жизнь двинозавр проводил в воде, не выползая на сушу. Для дыхания двинозавр использовал внешние жабры, чем походил на современных аксолотлей — личинок саламандр — амбистом.
«Реставрационные работы очень сильно осложнила пандемия коронавируса. В феврале и марте я работала с документами, делала фотофиксацию слепков. Уже в апреле доступ в университет был невозможен из-за карантина. Однако, несмотря на вынужденную задержку, нам все-таки удалось выполнить все необходимые работы в срок, — отметила Екатерина Агеева. — Труднее всего пришлось с черепом иностранцевии. Для восстановления утраченных носовых костей мы запросили фотографии оригинального окаменелого черепа в Палеонтологическом музее имени Ю. А. Орлова РАН, который находится в Москве. Мои руководители Владимир Торбик и Дина Фомитова, а также заведующий отделом естественно-научных коллекций СПбГУ Вадим Глинский консультировали меня в этой работе на стыке реставрации и палеонтологии».
Сегодня Екатерина Агеева учится на первом курсе магистратуры по программе «Реставрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства» в СПбГУ. По ее словам, в университете имеются уникальные слепки и скульптуры древних ящеров и других вымерших позвоночных животных, реставрацией которых она хотела бы заняться в будущем. Под руководством доцента кафедры реставрации СПбГУ Владимира Торбика были также восстановлены из руинированного состояния каталожные шкафы музея. Сейчас в них хранится часть научной (монографической) коллекции Владимира Амалицкого.
После реставрации реплик черепов ящеров с использованием высокоточного 3D-сканера RangeVision Spectrum были созданы их точные 3D-модели. Эта работа стала возможной благодаря доценту кафедры зоологии позвоночных Дмитрию Григорьеву.
«3D-модели объектов весьма полезны, так как предлагают больший объем точной информации и позволяют не задействовать ценные объекты для учебного процесса и определенной рутинной научной работы. Использование трехмерных моделей скелетов существенно упрощает изучение сравнительной анатомии животных. Студенты и исследователи на экране компьютера могут отметить интересующие кости и рассмотреть их в любом масштабе и под нужным углом или вообще распечатать 3D-модель для еще большей наглядности. При этом редкие и полные окаменелости, а также исторические слепки черепов можно сберечь для потомков, поместив их в витрины музея», — говорит Дмитрий Григорьев.
Выставка в Палеонтолого-стратиграфическом музее интересна не только отреставрированными черепами ящеров и историческими материалами, но также диорамой «Иностранцевия с поверженным скутозавром», выполненной Виталием Клаттом (Paleoworldstudio, Германия). Палеоскульптор подарил свою работу музею СПбГУ к 160-летию выдающегося палеонтолога.
Владимир Амалицкий стал первым ученым, который на основании общности палеонтологических остатков предложил гипотезу о существовании в пермском периоде единой суши из южных и северных материков. Лишь спустя десятилетие Альфред Вегенер дал единой суше название «Пангея» (от греческих слов pan — весь, целый и geo — земля). Амалицкий установил сходство окаменелых пресноводных двустворчатых моллюсков и наземной флоры в пермских отложениях России, Африки и Индии. Позже Владимиром Амалицким вместе с супругой были найдены кости, а затем и первые скелеты ящеров в России. Оказалось, что они также имеют сходство с ящерами, найденными в пермских отложениях Африки. Таким образом гипотеза о единстве континентальной биоты южных и северных материков блестяще подтвердилась.
Оставить комментарий