«Знакомый незнакомец» — так назвали юбилейный вечер к 150-летию Максима Горького. Он прошел в Большом зале Центрального Дома литераторов. А в Малом состоялась церемония гашения почтового блока с изображением портрета писателя. Там же открылась фотовыставка из фондов Музея истории российской литературы имени Даля. Подробности у Юлии Кундрюковой.
Павел Басинский — автор неподцензурной биографии Горького — на выставке фотографий в Малом зале Центрального Дома литераторов видит снимки того, о чем писал. 20-й год, съезд Коминтерна в Москве. Редкий кадр — Горький и Ленин на одном фото.
«Здесь Горький остриженный, так же, как и Ленин, даже немножко они похожи друг на друга. Но это как раз тот период, кода Горький и Ленин в конфликте очень серьезном находились», — комментирует писатель Павел Басинский.
«Певец революции», увидев ее в действии, во многом разочаровался и стал публиковать свои «Несвоевременные мысли». С Лениным спорил, но постоянно просил о помощи. Заступался за Гумилева, но спасти не смог. О том, что Горький — фигура противоречивая, люди на этом фото, похоже, не задумываются — встречают его на вокзале. В 28-м году он ненадолго приезжает из эмиграции. Горький был любимым народным писателем. Не менее редкими фото считают настоящие снимки со Сталиным.
«Конечно, был определенный договор со Сталиным, в том плане, что Горький его славил, но Сталин безукоризненно выполнял все его просьбы по поводу организации любых культурных учреждений», — говорит писатель Павел Басинский.
В том числе Центральный Дом литераторов. Горький просил Сталина о его создании. Здесь, на сцене в большом зале, студенты Мастерской Дмитрия Брусникина в этот вечер читали отрывки из произведений Горького, вспоминали постановку Галины Волчек «На дне». Поэт Андрей Родионов заметно волнуется, читает «Песню о Буревестнике».
«Такой подход к творчеству, возможно, сейчас самый актуальный. Потому что сейчас востребованы именно вот такие страшные рассказы, которыми Горький и прославился», — считает поэт Андрей Родионов.
Эти страшные истории о людях, которые постоянно живут в непростых жизненных ситуациях, знакомы со школы. Выход Горький видел в создании новой религии — религии, где главное божество — Человек, который может всё. «Правда» героя Сатина из пьесы «На дне» — в постоянном конфликте с «правдой» Луки, когда человеку нужно просто творить добро. Валентина Талызина в спектакле «Васса Железнова» — это та самая горьковская героиня, одинокая, сильная, способная на поступок и несчастная.
В этом спектакле Театра имени Моссовета, отрывок из которого показали на юбилейном вечере, собраны обе версии пьесы.
«Мы трактуем не как просто сильную женщину, хозяйку дома и хозяйку своей судьбы, но как жертву, почти монашку, жертву той самой империи, которую она сама себе создала», — отметил заслуженный артист России Сергей Виноградов.
К юбилею Горького также выпустили почтовый блок. Здесь же, в Центральном Доме литераторов, состоялась церемония гашения. На блоке — картина Николая Богданова-Бельского 40-го года «Портрет Горького».
Оставить комментарий