Венецианский фестиваль готовится назвать победителей

Венецианский фестиваль готовится назвать победителей

Венецианский фестиваль близится к финалу. Золотые и Серебряные львы ждут своих новых владельцев. Судя по реакции мировой прессы, программа Мостры не обманула ожиданий: было много резонансных премьер, гламурных дефиле и неизбежных для уважающего себя кинофорума скандалов.

Фестиваль шел под знаком непримиримой борьбы. Французские активистки воевали против участия в Мостре проштрафившегося Люка Бессона, и по всей Венеции красовались грозные плакаты: «Сексистский фестиваль — феминистский ответ!», «Достанется ли Золотой лев насильнику?». И это при том, что в июне суд официально снял с французского режиссера обвинение в харрасменте, и Бессон в Венеции спокойно представлял свой конкурсный фильм.

О неласковом приеме новинки от Романа Полански «Дворец» можно судить по мировой прессе: найти позитивное мнение в море публикаций крайне трудно. Сам Полански в Венецию не приехал и таким образом избежал шумных демонстраций протеста. Чего, увы, не избежал Вуди Аллен: явившись к фестивальному дворцу топлесс, феминистки провели визгливый сеанс ненависти к 87-летнему режиссеру, когда-то обвиненному приемной дочерью в насилии. Что так и не нашло подтверждения, и прокурор отказался выдвигать обвинение против режиссера — но это не охладило разбушевавшееся движение #MeToo.

Зато в зрительном зале классика мирового кино ждал теплый прием. Конечно, при его появлении аплодировали стоя далеко не все, но после окончания его 50-го по счету фильма «Великая ирония» (в оригинале Coup de Chance) публика хлопала долго и дружно.

Rolling Stone назвал картину лучшим фильмом Аллена за последнее десятилетие. Это первый фильм певца Манхеттена на французском языке — история супружеской пары, ведущей как бы счастливое существование влюбленных в своей роскошной парижской квартире, пока не произойдет случайная встреча Фанни с бывшим одноклассником, ныне писателем-фантастом Алленом… Этот «семейный триллер» считают завершением трилогии Аллена, которую можно условно назвать «Убийца внутри нас»; ее первые две части — «Преступления и проступки» и «Матч-пойнт». Критик итальянского портала MoviePlayer увидел в фильме «триллер в форме комедии, где весь мир — театр, а элегантность буржуазии запятнана гротескным существованием, пороками и подозрениями. Это история, состоящая из множества гениальных ходов, повествование столь же простое, сколь и впечатляющее». «Это не комедия, но во время просмотра вы почти видите, как Вуди Аллен стоит в стороне и посмеивается над человеческой глупостью», — пишет Variety.

А вот Hollywood Reporter принял картину опального режиссера с явным раздражением, что чувствуется уже по тону рецензии: «Эта умелая, но по сути неинтересная работа продолжает манеру Аллена раз от раза делать все то же самое с небольшими нововведениями в актерском составе», — пишет критик, перемежая анализ фильма ядовитыми шпильками по адресу туманного прошлого мастера.

Со слоганом конкурсного фильма Люка Бессона «Догмен» не поспоришь: «В этом мире доверять можно только собакам». Это мрачная история замкнутого в своем мире собачьего опекуна Марчелло (Калеб Лэндри Джонс), который с детства обижен судьбой и людьми, стал инвалидом, подрабатывает драг-артистом, и единственные его друзья — собаки, с которыми он укрылся в заброшенной школе. Смышленые песики его понимают лучше всех и охотно помогают ему в маленьких авантюрах — крадут для него драгоценности и пр. Но герой попал под влияние держащего в страхе всю округу наркодельца, потому что тот обладает над людьми непререкаемой властью кулака. Это та власть, какая «собачнику» может только сниться, и он пытается наладить с бандитом-кокаинистом дружбу. Пресса особо подчеркивает заземленный тон картины: неряшливые люди, ветхие здания, пыльные дороги, опустошенные лица — в этом мире не может быть ничего чистого и настоящего. «Фильм вызывает симпатию к любой нежной душе, пытающейся заключить сделку с дьяволом», — резюмирует автор портала Roger Ebert.com. «Самый нелепый фильм, какой вы можете когда-либо увидеть», — выносит приговор The Guardian.

Автор оскароносного фильма «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути представил в конкурсе пантеистический по стилю медитативный фильм «Зла не существует». Подстреленный олень, при всей его кротости, может напасть на человека, — говорит один из героев. Действие происходит в буколической деревушке, где живут Такуми с дочерью. Здесь царь и бог — пока не тронутая природа, леса, где можно охотиться, чистейший родник, откуда Такуми берет воду для местного ресторанчика — получается непревзойденная лапша. Но некая компания решила устроить здесь глэмпинг (гламурный кемпинг) для утех богатых токийцев, и весь этот рай может исчезнуть. Местные жители протестуют, но это не стандартный экологический фильм, и автор не спешит делать однозначные выводы — о чем и предупреждает странное на первый взгляд название картины. Она нетороплива, созерцательна, она живет одним дыханием с удивительной, по общему признанию, музыкой Эико Исибаси, которой режиссер придает особое значение. Музыка вплетается в драматургию картины, чуть ее опережая — предвещая нечто.

Как пишут, Хамагути удается даже подробное обсуждение проблем чистоты родниковой воды и противостояния защитников деревушки наступающей коммерции превратить в захватывающее гипнотическое действо. Примерно так же, как в предыдущем изумительном фильме «Сядь за руль моей машины» мы не могли оторваться от однообразных, кажется, репетиций чеховской пьесы и бесконечных разговоров в бегущем по дорогам Японии автомобиле.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>