Наверное, трудно представить более символичную сцену, нежели та, которой были свидетелями все французы утром 8 мая. Эмманюэль Макрон, избранный днем ранее главой Пятой республики, и Франсуа Олланд, президентский мандат которого истекает в конце недели, приняли участие в церемонии, посвященной 72-й годовщине победы над фашистской Германией. Для Макрона она была первой официальной в новом статусе, для Олланда — последней в старом.
Ритуал передачи власти состоится 14 мая в Елисейском дворце. Главное произошло. Эстафета передана. Олланд признался, говоря о Макроне, что «указал ему тот путь, по которому он может двигаться дальше»». Эмманюэль Макрон был экономическим советником Олланда в ходе предвыборной кампании 2012 года, после — в Елисейском дворце, а затем с его подачи и министром экономики. Когда Олланд, поняв, что у самого нет шансов остаться в Елисейском дворце на второй срок, не стал препятствовать свободному полету повзрослевшего птенца.
«Макрон — наследник Олланда, его поддержали вполне определенные финансовые силы, часть крупного капитала, в руках которого находятся многие ведущие СМИ, создавшие режим большего благоприятствования», — делится с «РГ» французский писатель и политолог Фредерик Понс. По его мнению, для победы Макрона, получившего 66,1 процента голосов, на президентских выборах было приложено немало сил и средств, задействован соответствующий ресурс.
Тем не менее лидер Национального фронта харизматичная блондинка Марин Ле Пен, остававшаяся единственным реальным конкурентом Макрона, получила поддержку 10,6 миллиона избирателей (33,9 процента). И это несомненный успех, учитывая, что резерв голосов во втором туре у нее был гораздо менее значительным, чем у Макрона: ведь голосовать за него призвали большинство сошедших с дистанции кандидатов, включая Фийона, ранее жестко критиковавшего «марширующего» самовыдвиженца, Франсуа Олланд, верхушка Евросоюза, которая как огня боялась прихода к власти во Франции главы «Нацфронта», не скрывающей своего намерения пойти вслед за Британией и устроить Frexit, даже отставник Барак Обама, прервав отдых, призвал французов голосовать за Макрона.
Сама Марин Ле Пен назвала свой результат «историческим» достижением, и он действительно таков, являясь рекордом участия «Нацфронта» в президентских выборах. Напомним, что в 2002 году Жан-Мари Ле Пен в дуэли с Жаком Шираком проиграл со счетом 18:82, набрав в два раза меньше голосов, чем дочь в 2017-м. Уже после оглашения результатов Марин Ле Пен четко дала понять, что игра совсем не закончена, и заявила, что «партия начинает новую кампанию по подготовке к участию в парламентских выборах, которые состоятся в начале июня», а в ее ближайших планах — создание новой политической силы патриотической направленности.
«Я возглавлю эту битву с тем, чтобы шире объединить всех, кому близки интересы Франции, с целью защитить ее независимость, свободу, процветание, безопасность, национальную идентичность и социальную модель», — подчеркнула Марин Ле Пен. А после, оставшись с многочисленными соратниками в просторном павильоне «Шале дю Лак» в Венсенском лесу, что на юго-востоке Парижа, весело танцевала, сбрасывая вполне объяснимое напряжение после непростых дней избирательного марафона.
Пустился ли в пляс, узнав о победе, Эмманюэль, неизвестно.
Ле Пен назвала свой результат историческим. И он действительно таков
В любом случае, выступая поздно вечером в воскресенье перед тысячами поклонников на площади перед Лувром, был серьезен и сосредоточен. И есть от чего.
Страна после нынешних баталий расколота. Число евроскептиков зашкаливает- их больше половины населения. Еще больше противников либеральной экономии, затягивания поясов, сокращения прав наемных работников в пользу предпринимателей, что внимательно относящиеся к этим вопросам левые и профсоюзы разглядели в программе нового президента.
Более того, как полагает директор Европейского центра стратегического анализа Филипп Миго, можно задаться вопросом о том, сколько французов в действительности поддержали Макрона. Четвертая часть электората, а это 11 миллионов человек, не явилась на участки, что есть рекордный уровень за многие десятилетия. Еще четыре миллиона бюллетеней оказались незаполненными, а полтора миллиона были признаны недействительными. Если к этому числу прибавить 10,6 миллиона сторонников Марин Ле Пен, то выходит, что из 47 зарегистрированных избирателей за Макрона проголосовали 20 миллионов (примерно 43 процента). Однако и среди них, считает Филипп Миго, было много таких, если не половина, кто голосовал за него скрепя сердце, только потому, что не хотели видеть Марин Ле Пен в Елисейском дворце. К примеру, многие «республиканцы».
Надо полагать, с накопившимися в стране проблемами новому президенту придется столкнуться в самое ближайшее время, тем более если учесть, что французы крайне недовольны завершившейся президентской кампанией и нынешними политическими элитами.
В то время как поздно ночью в воскресенье Эмманюэль Макрон отмечал победу на площади перед Лувром, на северо-востоке столицы происходили столкновения между полицией и радикально настроенной молодежью. Несколько сотен парней выкрикивали антикапиталистические и антиглобалистские лозунги, метали в стражей порядка камни, бутылки, те отвечали слезоточивым газом, дубинками. 140 человек были арестованы. А в понедельник в манифестации протеста против социальных программ Макрона участие приняли уже в несколько раз больше недовольных парижан, включая профсоюзных активистов. Под барабанный бой они прошли от площади Республики до бульвара Бомарше, где снова произошла потасовка с полицейскими.
Аналогичные акции состоялись во многих городах страны. Так, в Нанте демонстранты промаршировали по городским улицам, скандируя «Долой Макрона». В стычках с полицией пострадало несколько человек, пятеро демонстрантов были задержаны.
Оставить комментарий