Во Пскове, в Снетогорском женском монастыре, обнаружена уникальная фреска. Шестиметровое изображение на фасаде храма Рождества Богородицы открыли случайно, во время кровельных работ. О его точной датировке говорить пока рано. Известно лишь, что с XVII века эту фреску не видел никто. В то время храм перестраивался, и часть фасада закрыли новым сводом. А в конце XVIII века монастырь пришёл в упадок, и собор стоял без крыши. Фреску заливала вода, и до наших дней загадочные росписи дошли буквально чудом.
Шесть трубящих ангелов и всадники. О том, что над порталом паперти, пристроенной к храму Рождества Богородицы XIV века, находится неизвестная фреска, знали только специалисты по монументальной живописи.
«Она совсем в другом ключе выполнена, в другой цветовой гамме. Абсолютно отличная от живописи начала XIX века. Это XVI век, и в ней присутствуют характерные для XVI века апокалиптические мотивы. Апокалипсис очень развернуто изображен на этой живописи, то, что мы нашли. Там даже сохранились надписи. Пока они не расшифрованы», — рассказала художник-реставратор высшей категории Татьяна Золотинская.
Доступ к сохранившемуся фрагменту живописи был только через крошечное слуховое окно на крыше. Фреска оставалась неисследованной. Только сейчас, во время ремонтных работ на кровле собора, реставраторы, что называется, подступились к раскрытому рабочими древнему фасаду.
«Мы ее огородили, разъяснили рабочим, что эта фреска уникальная, и вокруг нее надо ходить и не дышать. Надо отметить, что ребята, которые работают на крыше, все поняли, и они нам очень помогли», — отметил художник-реставратор Александр Мельников.
Бригада реставраторов имени Владимира Сарабьянова расчистила обнаруженный фрагмент. Много ярких — зеленых, голубых красок, желтой, красной, золотистой охры. Краска привозная, совсем не та, которую использовали псковские мастера. Чей это был заказ, и кто его выполнял, искусствоведам еще предстоит уточнить. Верхняя часть утрачена полностью при перестройке. Специалисты говорят: «Чудо, что живопись сохранилась». От осыпания ее спасло то, что она была завалена берестой и строительным мусором. Реставраторы из отвалов собрали огромное количество упавших фрагментов, есть крупные. Среди них — часть трона старцев, венчающих мучеников.
«Вот мы сейчас втроем ее раскрывали. Получается, что мы первые люди, которые ее за двести-триста лет видели. Думали, как бы не потерять еще один фрагмент. В принципе, это чувство нас сопровождало всю дорогу. Потому что она держится очень плохо», — объяснил художник-реставратор по монументальной живописи Иван Сарабьянов.
Фрагменты надеются в следующем году собрать и склеить. Фреска заключена в специальный короб, который обеспечит ее сохранность. Работы реставраторов продолжатся в следующем году.
Оставить комментарий