Серпуховский историко-художественный музей — место для Подмосковья знаковое. Крупнейшей картинной галерее области в этом году исполнилось 105 лет. Еще несколько лет назад выставкой Константина и Владимира Маковских здесь планировали отметить юбилей передачи в 1918 году особняка купцов Мараевых в ведение местного отдела народного образования. Но открытие проекта приурочили к другому событию. В этом году у музея появилось новое выставочное пространство «Каретный сарай», который был на реставрации почти три года. Здесь-то и открылась большая межмузейная экспозиция «Маковские. Константин и Владимир».
Братья Маковские вошли в историю искусства разными путями. Константин вырос в академической традиции, взявшей в конце концов верх над передвижническим демократизмом. Сцены из жизни горожан прослеживаются у него на нескольких полотнах — и куда интересней их смотрятся не слишком известные публике работы времен его путешествия в Каир, яркие, в охристых тонах.
И вот уже «Демон и Тамара» из Серпуховского музея — последний отзвук романтизма, а чуть ниже полотна строки — «Тамара: О, кто ты? Речь твоя опасна! Тебе послал мне ад или рай?» Фрагмент из лермонтовского «Демона» написан на чем-то вроде большой книжной закладки. «Закладки» тут повсюду — связывающие живопись с литературой, отсылающие нас к книгам, которыми могли бы вдохновляться художники. А стены напоминают книжные страницы, которые ты «пролистываешь», переходя из раздела в раздел.
Константин все дальше уходил в салонную живопись, к модному художнику стояли очереди из дам, желавших получить красивый портрет. В 90-х даже возник термин — «головки Маковского», и в одном из разделов выставки собрано несколько таких «головок» — нежных этюдов, нечто среднее между жанром и портретом.
Возник даже термин — «головки Маковского», и в одном из разделов выставки собрано несколько таких нежных этюдов
Первым же портретом младшего Владимира становится «Мальчик, продающий квас», написанный в 15 лет. В том же духе он и продолжил: на выставке его небольшие жанровые работы идут одна за одной — «Приятели», «В избушке лесника», «Прогулка старой барыни» … «Закладок» у него больше, чем у брата, — это отрывки из Гиляровского, Тургенева, Толстого… Больше всего, конечно, Чехова — ну как было кураторам не вспомнить «Толстый и тонкий», глядя на зарисовку «Не припоминаю»?
Задачу выставки — показать, насколько по-разному братья показывали мир, — организаторы перевыполняют, придумав даже вешать одного брата на коричневом фоне, а другого — на бежевом. Но разница и так видна сразу. Люди из народа на картинах Константина — это аристократы в бедной одежде. Смени у «Греющихся на солнце итальянцев» лохмотья на бархатные сюртучки, и их можно выводить в свет. У Владимира же что «Крестьянские дети в мастерской художника», что «Лесничий» остаются самими собой.
…Разглядывая работу Константина «Под венец», на которой можно часами считать бисеринки на кокошниках девиц, наряжающих невесту к свадьбе, ты вдруг слышишь над головой их тихие причитания, а встав у «Любителей соловьев» — можно прослушать аудиозапись рецензии Достоевского к выставке 1873 года, где он восторгается шедевром Владимира Маковского. У «Каирской кофейни» Константина будто слышишь аромат кофе, а открыв стеклянную баночку с ароматизированными ватками под пасторалью «Варят варенье» Владимира — терпкий аромат смородинового варенья.
В ближайшее время посетителей музея ждет еще один громкий проект. В мае Маковских сменит «Фабрика Авангарда» — выставка только из фондов музея, владеющего завидной коллекцией русских авангардистов: в «Каретном сарае» появятся Гончарова, Ларионов, Бурлюк, агитфарфор. В новых помещениях обустраивается открытое хранение — на стеллажи скоро встанет не помещающаяся в особняке Мараевых скульптура и первопечатная книга.
Оставить комментарий