За свою недолгую жизнь она создала более 10 тысяч рисунков.
Выставка к 70-летию со дня рождения художницы Нади Рушевой открывается сегодня в Музее Пушкина на Пречистенке. За свою недолгую жизнь она создала более 10 тысяч рисунков. В экспозицию вошло 65. Это иллюстрации к произведениям Пушкина и Булгакова. Репортаж – Марии Трофимовой.
Она могла нарисовать портрет несколькими линиями. Схожий с оригиналом, он поражал легкостью и лаконичностью. Надя Рушева рано заявила о себе и рано ушла, в 17 лет. За этот короткий срок создала более двенадцати тысяч рисунков.
«Ее наследие сегодня особенно требует, наверное, какого-то своего переосмысления и нового взгляда, причем взгляда на ее творчество, который нам должны подсказать то поколение. которое сегодня уже выросло и которое, может быть, в меньшей степени знает о ней, но это поколение очень хорошо ее чувствует. На самом деле я не знаю такого художника в таком возрасте, который бы достиг ее вершины», – отметил директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырёв.
Творческая семья: папа – театральный художник, мама – балерина. Родители позволили свободно развиваться способностям дочери, и Надя никогда не обучалась графике, при этом овладела этой техникой почти в совершенстве. Рисовала начисто, без ластика. Много читала. Создала рисунки к произведениям более 50-тти авторов, среди которых – Шекспир, Рабле, Гюго, Лермонтов и бесконечно любимый Пушкин. После первой выставки в 64-м известный пушкинист Арнольд Гессен попросил юную художницу проиллюстрировать книгу о классике «Жизнь поэта», прежде чем приступить к работе, Надя изучила множество литературы, посетила музеи Пушкина. Чтобы почувствовать атмосферу эпохи, девочка часто писала гусиным пером по ночам при свечах.
«Но Гессен, когда увидел эти работы, остался крайне недоволен, его не устраивал стиль – рисунки на полях, выбранный юной художницей, он считал, что такое позволительно только Пушкину. Книга вышла без ее участия, однако свою работу над Пушкинианой она продолжила, и таким образом сформировалась серия из 350 листов, в которых вся жизнь Пушкина», – пояснила старший научный сотрудник Государственного музея А. С. Пушкина Светлана Белехова.
Надя Рушева стала первым художником – иллюстратором «Мастера и Маргариты» Булгакова. Впервые напечатанный в середине 60-х в журнале «Москва» роман 15-летняя девочка прочитала на одном дыхании. Позднее ее отец вспоминал, что замысел «казался непосильным для нее и преждевременным». Но именно эти рисунки являются самыми известными к этому произведению.
«Эта серия работ включает в себя 200 листов, и в них Надя Рушева проявила себя как самостоятельный, состоявшийся художник, и эти работы были очень высоко оценены современниками, которые считали, что художница невероятно убедительна в передаче страданий больного Мастера, в жертвенной любви Маргариты, в суровости Пилата и одержимости Иешуа», – подчеркнула Светлана Белехова.
«Такая молодая художница, в таком возрасте, имела крепкую руку, которая не дрожала, не перемещалась там по листу, а именно от начала и до конца эта линия была единственная и правильная. Это был феномен в художественном мире», – объяснил генеральный директор Государственного музея Л. Н. Толстого Сергей Архангелов.
Практически все наследие Нади Рушевой было подарено ее родителями Музею Пушкина. Здесь девочка была частым гостем, делала зарисовки. Сегодня в собрании хранится 3,5 тысячи ее рисунков. На выставке, где представлено всего 60 работ, можно поразмыслить, как сложилась бы судьба юного таланта. Выбрала бы Надя профессию художника-мультипликатора, о которой мечтала с детства, или стала бы иллюстратором книг.
Оставить комментарий