Фотограф создал уникальную манеру студийного фотопортрета.
В Музее современной истории России проходит выставка работ фотографа Моисея Наппельбаума. На его снимках – деятели культуры и науки, военные и политики. В 1918 году он создал первый официальный фотопортрет Ленина. Маргарита Масленникова продолжит.
Имя Моисея Соломоновича Наппельбаума стало известно после того, как в журнале «Солнце России» напечатали его работу – фотопортрет Бехтерева. Он создал собственную манеру исполнения студийного фотопортрета. В основе – особые приемы работы со светом, что позволяло создавать простой и в то же время яркий, иногда полный драматизма образ.
«Не зря Наппельбаума сравнивают с Рембрандтом, потому что он никогда напрямую не старался людей высвечивать. И мне очень нравится его техника. Это даже нынешнему поколению молодых фотографов очень интересно, когда человек не в темноте и не в свете, он входит в свет», – рассказал фотограф, куратор Виктор Горячев.
Создатели выставки делают акцент не только на портреты известных личностей. Наппельбаум снимал и обычных людей. Никому не отказывал. Когда человек входил в кадр, фотограф старался угадать по чертам его лица род деятельности, выявить наиболее интересные стороны. В итоге Наппельбаум создал невероятное количество фотографий.
Большинство фотографий на этой выставке были отсканированы. Отсканированы и напечатаны со стеклянных пластин из семейного архива Наппельбаума. Над некоторыми из них пришлось поработать очень долго из-за того, что они были сделаны в так называемом «низком ключе». Например, чтобы появился этот портрет Григория Козинцева ушло около 5 часов.
Он долго работал на два города – Москву и Петроград. После эвакуации – решил жить в Москве. Чтобы творить уже в своей квартире и успевать проводить время с внуком – вспоминает Эрик Наппельбаум.
«Ему было 76, а мне было 9 лет. Мы вполне общались, и я вчера со своим старым приятелем разговаривал по телефону из Америки, и он говорил мне: «А помнишь, как дед нас всех повел в зоопарк?», – я не могу забыть такой выдающийся момент моей жизни», – отметил Эрик Наппельбаум.
Моисей Наппельбаум совершил в портретной фотографии настоящий переворот. Он уходил от шаблонов, работал с одним источником света, делал «темные снимки», вручную ретушировал свои работы. «О том, как снимать, а некого снимать» знаменитый мастер описал в своей книге «От ремесла к искусству», которая теперь является учебником для каждого начинающего фотографа.
Оставить комментарий