Этим спектаклем Ромео Кастеллуччи открылся фестиваль в Зальцбурге, которому исполнилось 100 лет.
Столичный зал «Зарядье» пригласил зрителей на трансляцию оперы Моцарта «Дон Жуан» в исполнении оркестра и хора MusicAeterna и Теодора Курентзиса. Генеральный партнёр коллектива – банк ВТБ. Этим спектаклем Ромео Кастеллуччи открылся фестиваль в Зальцбурге, которому исполнилось 100 лет. Лидия Алешина – подробнее.
Музыкальный мост между Австрией и Россией. В то время, как в Зальцбурге опера «Дон Жуан» Моцарта в постановке Кастеллуччи и Курентзиса – в живом исполнении, в Москве – трансляция из Большого фестивального зала. И хотя опера в записи, акустике зала «Зарядье» под силу передать всю звуковую палитру спектакля, даже если на сцене – тишина.
Эта увертюра от Ромео Кастеллуччи предваряет вступление Моцарта.
«Ромео Кастеллуччи – это художник, который не хочет рассказывать историю, как Дон Жуан взаимодействовал с тремя женщинами, а потом к нему пришла статуя Командора, и он помер. Не про это этот спектакль., А спектакль этот про то, как человек живет, что такое его эмоции», – отметил музыкальный критик Алексей Парин.
Творческий дуэт режиссера Ромео Кастеллуччи и дирижёра Теодора Курентзиса сложился несколько лет назад. Их совместные постановки вызывали и восхищение, и споры критиков и театралов. Оперу «Дон Жуан» в их трактовке уже назвали новаторской, ориентированной на зрителя подготовленного. Сам Теодор Курентзис признаётся, для него это самая сложная из опер Моцарта.
«По сути, она уже была поставлена Моцартом. Вся идея постановки уже содержится в его музыке. Поэтому очень сложно придумать что-то,чтобы привнести какие-то новые психологические оттенки, которые не противоречили бы происходящему на сцене. Должен сказать, что для меня Ромео Кастеллуччи – первый человек, чей взгляд совпадает с идеями Моцарта», – пояснил дирижёр, художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna Теодор Курентзис.
Авторы спектакля лишили главного героя ореола романтика, который соблазняя женщин, ищет свой идеал. Итальянский баритон Давиде Лучано воплощает на сцене образ совсем не положительный, что соответствует названию оперы «Дон Жуан, или Наказанный развратник».
«В то время, как либретто тяготеет к эксцентричным стереотипам о Дон Жуане и замыкается на этом жизнелюбивом персонаже, Моцарт раскрывает его теневую сторону, где есть предчувствие смерти. Он же не просто сердцеед, обольститель, вовсе нет. В его действиях есть стремление к смерти», – заметил режиссер Ромео Кастеллуччи.
Во время исполнения арии «Каталог всех красавиц» Дон Жуана окружают 150 женщин. По словам режиссера – это не профессиональные актрисы и не танцовщицы. Обычные люди, и у каждой здесь – своя судьба.
«Эти женщины -лишь цифры. Это тот самый список Дон Жуана,тот самый каталог, и для него они просто вещи. Дон Жуан – образец одиночества в чистом виде, но когда эти женщины появляются на сцене, они перестают быть цифрами и становятся настоящими людьми с именем, фамилией и биографией», – добавил Кастеллуччи.
Неотъемлемая часть сценического действа – цитаты и метафоры: дерево, яблоко, правда без змея, падающий автомобиль и разбитый рояль.
«Есть вот, цитата из Ребекки Хорн, потому что у нее есть знаменитая её инсталляция, когда рояль падает с потолка вниз головой, так сказать, и из него всё вываливается. Это одна из самых страшных сцен про культуру, про гибель культуры, которая только может быть», – рассказал музыкальный критик Алексей Парин.
Гибель героя – страшная картина ада в белых тонах, созданная Ромео Кастеллуччи и Теодором Курентзисом. Как и каждая сцена в этом спектакле со своей философией, заставляет переосмыслить давно известную оперу.
Оставить комментарий