Генерал Филипп Бридлав после участия в иракской войне вроде как не совсем и в себе. Да, он — командующий Европейского командования вооруженных сил США и Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. Но частенько его грубоватые, сугубо русофобские высказывания вызывают оторопь.
Вот и сейчас Филипп Бридлав выдвинул очередное предложение. Оно, будто из старого сундука, куда за ненадобностью свалили все атрибуты, как казалось и верилось, ушедшей, свой срок отжившей «холодной войны». Совсем не бравый Бридлав, по некоторым сведениям скоро уходящий в отставку, не прочь вновь воспользоваться самолетами-разведчиками U-2 для наблюдения теперь уже не над СССР, а над Россией. И память оживляет один из самых громких скандалов годков «холодной войны».
1 мая 1960-го прямо во время парада на Красной площади Никите Хрущеву сообщили, что шпионский самолет U-2 летит уже где-то в районе Урала. И Хрущев, уйдя с трибуны, приказал: сбивать во что бы то ни стало. Сбили. Летчика Гарри Френсиса Пауэрса взяли, опровергнув ложь президента Эйзенхауэра о сбившемся с курса самолетике. Вроде и триумф, однако предстоящая через две недели встреча в верхах в Париже была сорвана. Отношения между СССР и США вновь вернулись на уровень полного обледенения. И потребовалось немало лет и усилий, чтобы лед чуть оттаял.
Впрочем, после этого в Штатах поняли, что U-2 больше не смогут безнаказанно летать над СССР и новые советские ракеты их обязательно достанут, а советского разведчика Рудольфа Абеля, приговоренного к десятилетиям тюрьмы, удалось 10 февраля 1962 года обменять на бодрого Пауэрса. Тот отсидел во Владимирском централе меньше двух лет из десяти, довольно скромно советским судом ему отпущенных.
Летчика Пауэрса взяли, опровергнув ложь президента США Эйзенхауэра о сбившемся с курса самолетике. Фото: Чернов/ РИА Новости
А фирма «Локхид», несмотря ни на какие потепления и появление беспилотников, продолжала совершенствовать свой самолет-разведчик. Считалось, будто U-2S, в отличие от спутников, может сколько угодно раз возвращаться к заинтересовавшему его объекту. Фотооборудование работает сверхточно, а сбить новую модель стало еще сложнее, ибо ее потолок повысился до 22-25 километров. И все же U-2S предполагалось снять с вооружения.
Но нет, этот самолет использовался американцами во время войны в Афганистане, и даже хваленый беспилотник Global Hawk не смог полностью вытеснить старичка U-2 из американского шпионского арсенала.
И вот, как пишет английская Independent, Бридлав снова хочет регулярно засылать его к нам. Между прочим, по иронии судьбы, это происходит в дни, когда печатная версия британской газеты уходит в небытие и заменяется версией электронной. Но генералу дорог сам дух «холодной войны», и НАТО действительно еще ближе приблизилась к нашим российским границам.
Неблагоприятная атмосфера опять побеждает робкие признаки, нет, не разрядки, а чуть наметившиеся контуры перезагрузки. И старый U-2 — вечный логотип «холодной войны», по замыслу бойца-генерала, мог бы превратиться в «дополнительную платформу сбора разведывательной информации», противостоять российским вызовам.
Бридлав неуклюже попытался аргументировать использование U-2. Теперь Российская армия ближе к НАТО, например в Прибалтике. Но разве главный американский генерал в Европе не слышал, что это НАТО пришла в Прибалтику, а не российские войска. Да, стратега из Бридлава не получилось.
Зато какие предложения рождаются в утомленной генеральской голове, какие бродят в ней воспоминания. О, эти старинные, пропитанные духом ненависти речи и заявления. В них Россия провозглашается «угрозой», и не простой, а «долгосрочной». Стремление разжечь неприязнь, настойчиво угрожать пусть и стариной-шпионом, зато каким проверенным, накаляет и нелюбовь к России, и обстановку.
Неужто и нам прибегать к арсеналу прошлого и клеймить чуть не отставника Бридлава термином «американская военщина»? Воздержимся. Будем надеяться, что таких Бридлавов сегодня все же меньше, чем раньше. Напишем, что сегодня мы вместе с США боремся, пусть пока лишь в Сирии, с действительно заклятым врагом — терроризмом. А Бридлав? Что Бридлав? В мае ему в отставку. Хорошо бы он ушел в это спокойное сытое небытие, захватив старинные логотипы и понятия надоевшей всем — или почти всем — «холодной войны».
Оставить комментарий