Царь-бас. Богатырь. Чудо-артист с истинно сказочным дарованием – так говорили о нем современники. Исполнилось 145 лет со дня рождения Федора Шаляпина. Репортаж Екатерины Мельниченко.
Его голос завораживал. После успешных концертов Шаляпин звал в дом гостей. Рахманинов, Горький, Коровин, Блок. На стол ставили вина, изысканные блюда, их готовил личный повар Николай Хвостов. Шаляпин вырос в бедной крестьянской семье. У него не было денег учиться музыке. Помог случай — бесплатные уроки юноше стал давать сам Дмитрий Усатов. И Шаляпин быстро все усвоил.
Меценат Савва Мамонтов пригласил Шаляпина в свою труппу. «Феденька, — говорил Мамонтов, — вы можете делать всё, что хотите!» Шаляпин почувствовал свободу, силу. Он был не просто певцом. Он был художником, артистом. Получал огромные гонорары. И не считал зазорным требовать плату за свои труд.
«Однажды, когда ему пришлось выступать во дворце Великого князя Владимира — с ним расплатились следующим образом: к нему навстречу вышел лакей, который вынес дорогой серебряный поднос с венецианским бокалом, наполненным шампанским. Шаляпину ничего не оставалось, как выпить это шампанское и элегантно положить бокал в карман и так удалиться», — рассказала заведующая домом-музеем Ф. Шаляпина Марина Литюшкина.
Именно Шаляпину принадлежит фраза «Бесплатно даже птички не поют…» За глаза его называли сквалыжником. Сам же он говорил: я беру деньги только у тех, кто может заплатить. Шаляпин многим помогал. К примеру, заказал Кустодиеву декорации к опере «Вражья сила», тот был прикован к инвалидному креслу, нуждался в деньгах. Когда нужно было ехать в театр, Шаляпин нанимал грузовик и на руках выносил Кустодиева к машине. В один из таких дней, когда Шаляпин появился на пороге — в шубе нараспашку — художник сказал: «Замри!» Так появилось это полотно.
Шаляпин любил этот портрет. Горько шутит: «Здесь я в ворованной шубе». Вспоминал, как после концерта его привели в магазин, где продавали национализированные товары и сказали: «Выбирай все, что хочешь!» И он выбрал — эту роскошную шубу с бобровым воротником. Носил ее всегда с удовольствием, хотя и понимал, что ее сняли с чужого плеча, поэтому и называл «ворованной».
Этот портрет был среди тех немногих вещей, которые Шаляпин забрал с собой, покидая Россию. Он понимал, что уже вряд ли вернется. Хотя на родине его талант, безусловно, ценили. Максим Горький приезжал к нему и просил вернуться. «Федор Иванович очень серьезно сказал, что он возвращаться никуда не собирается, что он не уверен в своем будущем, в советской России и даже боится за свое будущее», — отметила научный сотрудник музея Юлия Филимонова.
Звания сразу лишили. Маяковский писал: «Вернись теперь такой артист назад на русские рублики — я первый крикну: Обратно катись, народный артист Республики!» В Советском Союзе быстро нашли замену Шаляпину — Василия Дровянникова. Ему сказали: «Езжай в Париж и докажи: незаменимых артистов нет!» Дровянников поехал, с порога заявил Шаляпину: «Теперь я лучший бас!». Шаляпин попросил его спеть, после чего с горечью произнес: «Так вам и надо!»
Оставить комментарий