Но легионеры процветают не только в футболе. Сейчас их немало, а несколько лет назад было много, даже чересчур много, и в других игровых видах российского большого спорта. Споры о том, нужны ли они, начались еще в начале 1990-х, когда открылась миниатюрная форточка для невиданных у нас до той поры иностранных визитеров. Потом лазейка превратилась в широко распахнутые ворота, напоминая знаменитые лермонтовские строки: «На ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока». Ловили, правда, не счастье с чинами, а большущие, щедро оплачиваемые контракты.
Принесли ли зарубежные тренеры, спортсмены, массажисты и пр. пользу нашему спорту? Относительно пользы, открывающей дорогу к развитию, говорить сложно. Вопрос спорный. А вот зрелищность любых состязаний, будь то футбол, хоккей или баскетбол с волейболом, повысили. Заполонив российский спортивный рынок, профи разных специальностей и цветов кожи повысили посещаемость. Многие клубы, имеющие богатых спонсоров, с помощью зарубежных приобретений быстро взлетали на первые ступени турнирных таблиц. Яркие примеры — футбольный «Зенит» и баскетбольный ЦСКА, которым нет или раньше не было равных.
В нашем футболе на поле одновременно могут находиться 8 легионеров из 11 игроков, а в волейболе соотношение совсем иное — только двое из шести
В принципе такое происходит во многих странах, развитых не только в спортивном отношении. Посмотрите на лучшие мировые футбольные клубы, не уступающие, а часто превосходящие по классу национальные сборные. И мы выбрали этот путь. Однако со свойственным нам характерным перебором.
И снова обратимся к истории. Растоптав в 1813 году противника в битве, генерал-лейтенант Алексей Петрович Ермолов на вопрос Александра I, чем его наградить, отвечал: «Произведите меня, государь, в немцы». Не напрашивается ли не совсем прямая, но аналогия, например, с футбольным «Локомотивом», где все руководящие посты заняли представители этой страны, чуть не сгубившие хорошую команду и хоть с опозданием, но замененные на тренера-россиянина?
А как же тогда с голландцем Гусом Хиддинком, приведшим сборную России к единственным в этом веке медалям чемпионата Европы-2008, пусть и бронзовым? А тогда вот что: уж если брать и тратиться, то не на мелких птичек, к нам волею футбольных агентов залетевших, а на великих и достойных. Но и Хиддинк, принесший славу и клявшийся, что разработал для нас целый план подготовки юной футбольной поросли, распрощался, так этого плана и не обнародовав.
Тут вспоминается и совсем недавнее. Когда одного из бронзовых медалистов на днях пригласили на телевизионный канал на передачу, посвященную 15-летию выигрыша той легендарной «бронзы», он сначала запросил баснословный гонорар, а потом милостиво снизил его до ста тысяч. Не имеет отношения к теме легионеров? Как сказать…
Был момент, когда показалось, будто отпала необходимость вкладывать в детский, юношеский спорт. Эта болезная экономия привела к тому, что скамейки запасных заполонили свои, доморощенные, которым уже не находилось мест в основе. Все чаще появлялись в составах мастеровитые, но не больше, иностранные середняки. Легче было пригласить их, уже набравшихся опыта и неплохо в своем зарубежье обкатанных, чем долго и кропотливо растить собственных, из которых еще неизвестно, что получится.
У всего в этом мире есть «за» и «против». Медленно, однако, пришло понимание, что так не пойдет. Конечно, находились гости, соглашавшиеся на получение нашего паспорта и допущенные до игр за наши сборные.
Напомним, что перед уже прошедшим сезоном 2022/23 в Российской премьер-лиге (РПЛ) был введен новый лимит на легионеров. В заявке команды на сезон может быть не более 13 иностранцев (раньше — не более восьми) и не менее дюжины игроков с российским паспортом. Одновременно на поле имеют право находиться не более восьми легионеров из, понятно, 11 игроков. Регламент сознательно допускает ситуации, когда легионеры находятся в большинстве по отношению к россиянам.
Оставить комментарий