Вчера в Концертном зале имени Чайковского состоялся концерт, посвященный юбилею Леонида Десятникова. 16 октября ему исполнилось 60 лет. Свой стиль Леонид Десятников определяет, как «минимализм с человеческим лицом» и признается, что сочиняет «трагически-шаловливые вещицы»: оперы, балеты, вокальные циклы, симфонии и музыку для кино. Некоторые из этих «вещиц» вчера звучали в Концертном зале имени Чайковского, другие – сегодня исполнят в Большом театре, где откроется Фестиваль музыки Леонида Десятникова.
У Леонида Десятникова выдалась хлопотная неделя: ответы на поздравления, многочисленные интервью, подготовка к концертам. Сегодня в честь именинника в Большом театре стартует Фестиваль музыки, а накануне, в в Концертном зале Чайковского на репетиции юбилейного концерта, музыкант сетовал, что череда праздничных событий требует от него серьезных жертв, пришлось временно сменить привычный, удобный Петербург на суетную Москву, и примерить несвойственный образ публичного человека.
«Я сейчас раздражен тем, что всевозможные торжества, связанные с юбилеем и суета вокруг этого, отвлекают меня от моей работы. Мне кажется, что рутина – более приятный способ существования для музыканта, чем бесконечные праздники, которые, в конце концов, тоже превращаются в рутину», – убежден композитор, заслуженный деятель искусств России Леонид Десятников.
В Концертном зале имени Чайковского прозвучали лучшие симфонические сочинения Десятникова. Например, «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина». Светлана Крючкова в роли сказительницы.
Особой краской вечера стали «Эскизы к закату» для симфонического оркестра. За роялем – Алексей Гориболь, он уже много лет он первый исполнитель целого ряда произведений Десятникова.
«У него абсолютно ясный музыкальный язык, потрясающие фактуры и гармонии. Все настолько соразмерно и на месте, что любое стилистическое отклонение, любая ошибка карается законом», – делится музыкант Алексей Гориболь.
Секреты исполнения ей подсказывал сам маэстро – говорит Анна Аглатова. Чтобы порадовать композитора, певица специально выучила Симфонию «Зима Священная» 1949 года.
«Он настолько доброжелателен, настолько мил… Он, конечно, дает свои ремарки, свои советы, но от этого еще более волнительно», – признается певица.
Анна Аглатова в свое время пела партию Татьяны в «Детях Розенталя», первой за 30 лет опере специально заказанной Большим театром. В авторах – Леонид Десятников, Владимир Сорокин, Эймунтас Някрошюс. Кстати, премьера прошла с большим скандалом – многие не приняли клонов Моцарта, Чайковского, Верди и Вагнера, оказавшихся на сцене в сегодняшних условиях, и вынужденных петь на вокзале.
«Я постарался понять его музыку. И понял, что Леонид Десятников на 10 голов выше. Любому режиссеру должно быть стыдно. Он очень образованный, интеллектуальный человек», – отмечает режиссер Эймунтас Някрошюс.
О Десятникове говорят: «хранитель утраченных иллюзий», «автор, умеющий найти потерянное, забытое, неизвестное и наполнить это сегодняшним, завтрашним, вневременным». Журналисты называют его живым классиком, что музыканту категорически не нравится. А по душе ему спокойная работа в режиме эксперимента, со стилями, ритмами и композиторами прошлого.
Оставить комментарий