Что самое актуальное и важное в нынешнем сезоне для театра?
Владимир Урин: Большой театр — особая история. Поэтому мы стараемся создавать постановки определенного, эксклюзивного уровня и масштаба. У театра всегда была задача, а сейчас, может быть, она наиболее существенная и острая: обеспечить музыкальный уровень спектаклей в тех условиях, в которых мы работаем. И не только премьер, что само по себе важно, но и текущего репертуара. Я имею в виду и того, кто стоит за пультом, и того, кто поет основные партии.
В первую очередь, речь об опере. Театр дает свыше 600 спектаклей за сезон. Из них практически половина — это оперный репертуар. Что касается балета, там чуть-чуть проще ситуация, поскольку труппа самодостаточная и обеспечивает свою жизнь сама в актерско-исполнительском плане. Там возникает совсем другая проблема — возможности приглашения хореографов.
И как вы решаете этот вопрос дефицита «персоналити»?
Легендарный премьер Большого театра Вячеслав Гордеев: Почему я не сбежал на Запад?
Владимир Урин: По-разному. Конечно, до изменения общественно-политической ситуации мы привыкли к тому, что практически полмира ездило в Большой театр: множество приглашенных солистов и важные совместные постановки, в чем во многом суть музыкального искусства. Но и сегодня есть единичные случаи, когда наши западные коллеги соглашаются работать с театром. Даже несмотря на то, что, как правило, они испытывают колоссальное давление, но хотят сотрудничать с Большим театром. Правда, иногда они просят до самого последнего момента не оглашать их имена…
Но репертуар театра приходится существенно трансформировать?
Владимир Урин: Есть две причины изменения репертуара. Первая — чисто юридическая. У тех или иных спектаклей просто закончились лицензии, продление которых сегодня не представляется возможным. Хотя пока эти лицензии были, даже несмотря на то, что некоторые из создателей спектаклей просили или даже эмоционально требовали снятия своих постановок, мы отвечали: «Загляните в контракт, у вас нет никаких оснований требовать снятия спектакля».
Вторая причина совсем иная. Когда те или иные создатели спектаклей высказывались очень определенно по поводу спецоперации. В таком случае их имена исчезали с афиш. Тут есть еще один очень важный момент: Большой в этом смысле особый театр — с точки зрения повышенного внимания к нему. Поэтому, наверное, естественно, когда поднимается определенная волна возмущенных писем и прочих высказываний. Тогда театр и министерство культуры прекрасно понимают, что вызывает очень серьезную негативную реакцию. Это тоже являлось причиной снятия отдельных спектаклей с репертуара.
Общество сегодня очень напряжено — а публика в зале Большого театра изменилась?
Владимир Урин: Общество сейчас действительно поляризировалось. И достаточно часто возникает искреннее возмущение людей по тому или иному поводу. Правда, эти обвинения часто абсолютно беспочвенны. Ничего не изменилось с точки зрения интереса к театру, заполняемости зрительного зала. Однако сегодня реакция зрительного зала имеет другой градус восприятия даже тех спектаклей, к которым мы уже привыкли и которые всегда замечательно принимали. Что поразительно. Эмоциональный отклик зрительного зала стал совсем другим, более энергичным. У людей есть потребность выплеснуть свои эмоции и переживания.
Список премьер сезона, объявленный театром весной, остался прежним?
Владимир Урин: Да, но есть некоторые дополнения. Несмотря на то что Римский-Корсаков достаточно хорошо представлен в репертуаре театра, 180 лет — серьезный юбилей. И мы, воспользовавшись этим, сделаем фестиваль, посвященный композитору в дни, близкие к его юбилейной дате. Еще будет театрализованное концертное исполнение оперы «Руслан и Людмила», так как в конце сезона предстоит 220-летие Михаила Глинки. И за пульт мы пригласили Дмитрия Лисса. С моей точки зрения, замечательного дирижера. Он прекрасно продирижировал Малера с нашим оркестром на концерте в «Зарядье». И мы хотели бы продолжить с ним сотрудничество. Все-таки Россия — особая страна, богатая настоящими талантами.
Но при этом Большой театр уже второй сезон начинает без музыкального руководителя. Правда, если раньше это казалось нонсенсом, то теперь и Парижская опера оказалась в таком же положении…
Владимир Урин: Отсутствие музыкального руководителя — это плохо. Более того, мы уже это чувствуем в каких-то художественных моментах, хотя в целом все идет нормально. Но на текущем репертуаре мы начинаю понимать, что есть проблема единой музыкальной воли, которая является камертоном спектакля. И вообще, коллектив должен работать. Это правило за пятьдесят лет моей театральной жизни и уже десяти лет в Большом театре не меняется, я это очень хорошо понимаю. Потому что если оно изменится, дальше начнутся другие проблемы внутри театра — конфликты, интриги, взаимные претензии.
Но мы хотим, чтобы все те, кого мы пробуем, и о ком думаем в плане возможности их назначения на эту позицию, прошли через спектакли не только текущего репертуара, но и постановочный процесс премьер. Потому что в театре служат замечательные, потрясающие музыканты, солисты, с которыми надо уметь и коммуницировать, и творчески быть убедительным. Но ответственно могу сказать, что в этом сезоне это решение будет принято точно и будет объявлено в течение сезона. Причем это будет сделано поступательно: сначала будет назначен главный дирижер, только потом — музыкальный руководитель театра. Торопиться мы не будем.
Контракт будет каким-то «кризисным», рассчитанным на год-два?
Владимир Урин: Нет. Меньше, чем на 3-5 лет заключать контракт нельзя. Человек ничего иначе не сделает, так как он будет входить в команду тех, кто определяет будущее театра, его репертуар. Мы планируем надолго, так как процесс создания спектакля очень длинный, предполагающий огромные трудозатраты. Чего, например, стоит пошив только для одной постановки более 500 индивидуальных костюмов по авторским эскизам художников…
Куда исчезла из планов театра давно заказанная композитору Илье Демуцкому партитура? Хотя известно, что опера по роману Александра Грина «Блистающий мир» уже написана…
Владимир Урин: Могу сказать: 6 октября 2024 года будет премьера. Для сохранения интриги имена постановщиков пока не назову…
В расписание артистов Большого вернулись зарубежные гастроли. Как это изменило настроение в коллективе?
Владимир Урин: Смена публики очень важна для артистов. Что касается экономической стороны вопроса, то театру невыгодны зарубежные гастроли. Это очень важная имиджевая вещь: это огромный престиж страны, когда Большой едет на гастроли. И после выступления нашей балетной труппы в прошедшем июле в Пекине, где на сцене Национального центра искусств был показан «Дон Кихот», Большой театр не может пожаловаться на отсутствие приглашений. В Оман едет «Раймонда». В Шанхай — «Пиковая дама», «Спартак». Что касается поездки в Южную Корею, мы еще обсуждаем названия. Речь о той же «Пиковой даме», о «Богеме»… Наши зарубежные партнеры запрашивают очень много, предпочитая выбирать из самых популярных названий, совсем не обязательно исключительно из русского репертуара.
Оставить комментарий