Кроме живописи и скульптуры, там представлены рекламные плакаты и афиши, созданные знаменитыми русскими художниками начала ХХ века.
«Грех» — работа художника Василия Денисова — выставляется впервые после долгого перерыва. Картина требовала реставрации — пастозная живопись особенно хрупкая. В запасниках своей очереди ждут еще несколько его работ.
Надежда Мусянкова, куратор выставки: «Обычно Адам и Ева изображаются под древом познания. А здесь Денисов главный акцент делает на змее-искусителе. И под его телом, под его брюхом прячутся Адам и Ева, которые уже после грехопадения в таком состоянии, когда их изгоняют из Рая».
Василий Денисов был музыкантом, а за кисть взялся от отчаяния: его трижды не приняли в Большой театр. Именно его считают последователем Михаила Врубеля: есть сведения, что мастер видел работы Денисова и был впечатлен. На выставке есть его же графика — посвящение врубелевскому «Демону летящему». Русские художники рубежа XIX и XX веков вдохновлялись литературой Серебряного века. И театром — как искусством синтетическим.
«Лев Бакст, находясь в Париже, по заказу группы Иды Рубинштейн, делает ряд плакатов для спектакля «Мученичество Святого Себастьяна», где Ида Рубинштейн исполняла главную роль».
Работы Федора Боткина — как будто не завершенные. Этот стиль демонстрирует близость модерна и декоративного искусства. Подобные изображения нередко становились основой для вышивки. В это же время экспериментируют со скульптурой — Николай Андреев делает портрет актрисы театра и кино Антонины Фехтнер из дерева. И, подражая античным мастерам, использует краску. Александр Головин тоже экспериментирует: он использует клеевые краски и сочетает их с пастелью. В это же время развивается жанр рекламного плаката. И тут задача особая: изображение должно привлекать внимание, быть модным и актуальным. И как пример — рекламный плакат с феминистским подтекстом.
Надежда Мусянкова: «Главной героиней рекламного плаката эпохи модерна становится, конечно, женщина. Но эта женщина она весьма своеобразна. И в частности Елена Самокиш-Судковская изображает даму, феминистку, которая топит в болоте невежества мужчину, наступая элегантно носком туфли ему на руку».
Надо сказать, что у художницы Елены Самокиш-Судковской были все основания поднимать тему женских прав. Художественное образование в России она получить не могла, для этого уехала в Финляндию, а затем и в Париж. Рекламные плакаты и афиши были ступенькой к пониманию стилистики модерн. Подобная эстетика проникла в массы, тем самым подготовила зрителей к восприятию более сложных произведений этого направления в искусстве.
Оставить комментарий