17 сентября в Музее изобразительных искусств имени Пушкина откроется выставка «Русский Йорданс». Впервые будут показаны практически все произведения фламандского живописца Якоба Йорданса, которые находятся в собраниях российских музеев.
У картины «Оплакивание Христа» — тяжелая рама, поэтому к стене привинчивают дополнительную подставку.
«Не потому что штанги не выдержат. Они, может, и выдержат, но сама рама может себя разрушить собственным весом, потому что она в храме в Петербурге в Александро-Невской Лавре стоит на подставке на специальной мраморной, в Эрмитаже это тоже все было. Сама рама своим весом может разрушить», — объснил куратор выставки Вадим Садков.
Полотно «Оплакивание Христа» покинуло Александро-Невскую Лавру впервые с 1794 года, именно тогда Екатерина Вторая подарила Свято-Троицкому собору картину, которую она приобрела в Берлине. До недавнего времени считалось, что она принадлежит кисти Питера Рубенса. Пока ее случайно не увидел бельгийский искусствовед Арноут Балис, который и определил автора.
Якоба Йорданса называют «самым фламандским из фламандских художников». На его полотнах — мир избыточно материален, красив, многообразен. Художник создавал бытовые жанровые полотна с фигурами в натуральную величину. Писал на исторические, религиозные, мифологические темы. Йорданс стоит в одном ряду с Ван Дейком и Рубенсом.
«После смерти Рубенса стал фактически главным художником города Антверпена, он занимал такую должность. По сути дела он был основной фигурой, когда речь шла о заказе каких-то крупно форматных живописных произведений для храмов или общественных зданий, и Йорданс активно использовал труд своих ассистентов, но так делали и Рубенс, и Ван Дейк в период расцвета их творчества, и Йорданс, как такая яркая фигура», — объяснил куратор выставки Вадим Садков.
На выставке в Пушкинском музее собраны произведения Якоба Йорданса из российских художественных собраний. Так, Екатеринбургский музей изобразительных искусств предоставил картину «Мелеагр и Аталанта», считавшуюся поздней копией. Однако в ходе реставрации была обнаружена подлинная подпись Йорданса.
Картины Якоба Йорданса, а их 18, разместили в двух залах. От ранних работ — до позднего периода. И так совпало, что полотно «Оплакивание Христа» заняло центральное место и в хронологии, и в пространственном решении экспозиции.
Оставить комментарий